Безопасность при эксплуатации строительных машин
Содержание материала
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Строительные машины – средства повышенной опасности
Классы машин:
1. подъемно-транспортные
землеройные
дорожно-строительные
2. оборудование заводов ЖБК
3. оборудование заводов строительных материалов
Опасные и вредные факторы машин:
· действие механической силы:
· наезд
· травмирование движущимися органами
· опрокидывание машин
· падение грузов с высоты
· обрушение грунта
· поражение электрическим током (собственным или ЛЭП)
· микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загазованность, тепловое излучение
· повышенные физические нагрузки
· повышенные нервно-психологические нагрузки
· несоответствие рабочего места требованиям эргономики
Эргономика – наука о едином биотехническом комплексе "человек-машина-среда"
Основные причины травматизма:
· ошибочное или недисциплинированное с нарушением требований безопасности поведение рабочих
· несовершенство машин
Требования безопасности на этапе конструирования:
· выбор безопасного принципа работы
· назначение безопасных скоростей
· надежность и прочность элементов
· устойчивость машин
· автоматическое и дистанционное управление
· специальные устройства безопасности
· коллективные и индивидуальны средства защиты
· электробезопасность
· взрыво- пожаробезопасность
· применение соответствующих материалов
Требования безопасности на этапе эксплуатации
· использование машин в соответствии с технической документацией на машину, ППР, нормативной документацией по безопасности
· ограждение опасных зон
· обучение и инструктаж рабочих
· технический надзор
Устойчивость строительных машин. Причины опрокидывания:
· превышение веса поднимаемого груза
· примерзание конструкций
· динамические нагрузки при неправильной эксплуатации
· наклон поверхности
· просадка грунта
· ветер
Устойчивость машин Муд / Мопр > Ку (коэффициент запаса)
Устойчивость башенных кранов. Определяется для следующих случаев эксплуатации:
1. действие груза (грузовая устойчивость)
2. отсутствие груза (собственная устойчивость)
3. внезапное снятие груза
4. монтаж и демонтаж
5. при испытаниях
Рис. 15.1. Схема определения устойчивости башенного крана:
а - грузовой устойчивости; б — собственной устойчивости; я — устойчивости при снятии нагрузки
Устойчивость колесных и гусеничных машин:
Особенность – неподготовленность поверхности, уклон рабочей поверхности, просадка грунта под колесами
Показатели:
· момент устойчивости
· угол устойчивости
· максимальная статическая нагрузка
· момент и угол запаса устойчивости
· угол крена
Рис. 15.2. Схема определения устойчивости электропогрузчика:
а – для горизонтального положения; б – для наклонного положений; в – динамической устойчивости при торможении
При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ, минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины допускается принимать по таблице 1
Установка машин на строительной площадке
Глубина выемки, |
Наименьшее допустимое расстояние L, м, для ненасыпного грунта |
|||
м |
песчаного |
супесчаного |
суглинистого |
глинистого |
1 |
1.5 |
1.25 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2.4 |
2 |
1.5 |
3 |
4 |
3.6 |
3.25 |
1.75 |
4 |
5 |
4.4 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5.3 |
4.75 |
3.5 |
Устройства безопасности грузоподъемных кранов
1. Тормозные устройства – ленточные, колодочные, дисковые (используется сила трения)
2. Контрольно-предохранительные устройства
а) указатели: ветрового давления
вылета стрелы
поворота и пути
крена крана
приближения к воздушным ЛЭП
б) противоугонные захваты
в) ограничители: высоты подъема и опускания груза
высоты подъема стрелы
угла поворота
вылета стрелы
грузоподъемности
грузового момента
скорости
г) буферные устройства
3. Ограждающие устройства (ОУ): кожухи, щиты, решетки, сетки, перила. Служат для предотвращения попадания людей в опасную зону.
4. Блокирующие устройства – обеспечивают отключение механизмов при возникновении нештатной ситуации (конечные выключатели, датчики, приборы, ….).
Рис. 15.4. Приборы и устройства безопасности башенного крана:
1 - приборы сигнализации и отключения крана вблизи линии электропередач; 2- анемометр; 3 - датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 4 - датчик ограничителя угла подъема стрелы; 5 - концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка; 6 - звуковой сигнал; 7 - концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8 - панель сигнализации ограничителя грузоподъемности; 9— релейный блок ограничителя грузоподъемности; 10 - концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11 - инвентарная путевая линейка; 12 - тупиковые упоры; 13 - противоугонные устройства; 14 – тормоз.
Безопасность при оборудовании рабочих мест.
Размер кабины машиниста (кроме базовых автомобилей) – высота 1600 мм, ширина – 920 мм, длина в зоне средств управления – 1400 мм.
Основная поза – сидя.
Информационное поле кабины:
I зона ± 15о от линии взгляда – наиболее важные и часто используемые приборы (более 2 раз/мин)
II зона ± 30о частое наблюдение информации (чаще чем 2 раза/час)
III зона ± 60о редко используемые приборы (реже, чем 2 раза/час)
Моторное поле рабочего места: 1 – зона очень часто используемых органов управления;
2 – то же, часто используемых; 3 – то же, редко используемых
Моторное поле – пространство рабочего места с органами управления (3 зоны: очень часто, часто, редко используемые органы управления).
Обзорность кабины – свойство, обеспечивающее безопасность проведения работ. Оценивается в углах (вертикальных и горизонтальных):
Вертикальные углы: aв = arctg ( zв/xo) и aн = arctg (zн/xo)
Горизонтальный угол ag = 2 arctg (yк/xo)
Для определения требуемой обзорности необходимо знать размеры рабочего пространства, обслуживаемого машиной.
Ширина невидимых участков, образуемых конструктивными элементами (стойками) кабины: В =12000 – (y-65)/xo + 65 - неправильная формула. Правильно: В = L - (y-65)/xo + 65, где L – расстояние до плоскости обзора.
Рис. 8. Схема определения обзорности (из кабины крана)
Безопасность грузоподъемных машин, подконтрольных Технологическому надзору РФ:
краны, лифты, подъемники, автовышки, траверсы, вспомогательные грузоподъемные машины. Требуется регистрация. Контроль 1 раз/год.
Испытания: первичное – 1.25 номинальной грузоподъемности
периодические 1.1 грузоподъемности
Принцип статического испытания: поднимается груз на 10 … 20 см, выдержка 10 мин. Если за это время груз не опустился на землю, то кран испытание прошел. Остаточная деформация не допускается.
Динамические испытания: 1.1 грузоподъемности. Подъем, опускание, поворот, движение.