Сообщение

8. Расчет цены реализации строительной продукции

Содержание материала

В процессе строительства подрядчик, как правило, ежемесячно выставляет заказчику к оплате документ, в котором указывается наименование всех выполненных им работ и рассчитывается их текущая стоимость. В соответствии с договором подряда заказчик платежным поручением производит 100-процентную оплату стоимости выполненных СМР (услуг) за отчетный месяц с учетом перечисленного аванса в соответствии с подписанной справкой о стоимости выполненных работ (форма Ф - 3).

В целях создания единого методологического подхода при включении в стоимость строительства налогов и отчислений Министерство архитектуры и строительства периодически разрабатывает примеры расчета налогов и отчислений для включения в стоимость выполненных работ. Пример рекомендуется использовать при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и жилищного строительства.

Термин «примерный» предусматривает, что по некоторым видам налогов и отчислений порядок их включения в стоимость строительства может уточняться. Это же касается и полного перечня затрат, который может включаться в стоимость строительства. Данные затраты определяются утвержденной сметной документацией в зависимости от конкретных условий строительства.

Указанный порядок действует только в сфере ценообразования. Исчисление и уплата налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды производятся в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Пример расчета налогов и отчислений, включаемых в акт приемки выполненных строительно-монтажных работ, приведен в письме Минстройархитектуры от 05.02.2007 г. № 04-2-02/497 [53] (опубликовано в Сборнике действующих нормативных документов по ценообразованию, финансированию и расчетам в строительстве, Выпуск 2, Книга 1 2007 год.).

На основании п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» республиканским органам государственного управления (объединениям, учреждениям), подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, следовало до 1 декабря 2001 г. утвердить альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики. Во исполнение данного постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь постановлением от 11.04.2005 № 13 [33] утверждена первая часть альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве.


Альбом унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве включает следующие формы:

- С-1 «Дефектный акт»;

- С-2 «Акт приемки выполненных строительно-монтажных работ»

- С-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»

- С-4 «Акт на передачу электроэнергии, воды, газа, теплоэнергии»

- С-5 «Акт об устройстве нетитульного временного здания и сооружения»;

- С-6 «Акт о разборке нетитульного временного здания и сооружения»;

- С-7 «Акт переработки материалов»;

- С-8 «Акт на списание специальной одежды и средств индивидуальной защиты»;

- С-9 «Акт на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря»;

- С-10 «Коллективный авансовый отчет»;

- С-11 «Акт о браке, недоделках».

Постановлением Министройархитектруры № 26 от 20.10.2006 г. Постановление № 13 [33] дополнено следующими формами:

- С-12 «Справка о времени аренды строительной машины»;

- С-13 «Накладная на внутреннее перемещение»;

- С-14 «Акт оприходования материалов, полученных от разборки»;

- С-15 «Реестр актов сдачи-приемки выполненных работ»;

- С-16 «Накладная на передачу технической документации»;

- C-17 «Акт на передачу затрат, произведенных при создании объекта»;

- С-18 «Сменный рапорт»;

- С-20 «Путевой лист строительной машины»;

Утвержденные Минстройархитектуры формы являются обязательными и подлежат применению не только подрядными строительными организациями, но и организациями-заказчиками (застройщиками). При этом не имеет значения форма собственности и ведомственная принадлежность организаций подрядчиков и заказчиков.

В новых формах первичных документов предусмотрен необходимый и обязательный минимум информации для пользователей. Если требуется отразить в этих документах дополнительную информацию, то организации имеют право внести в утвержденные формы первичных учетных документов необходимые строки, графы, реквизиты.


8.1 Акт приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ

Акт приемки выполненных работ составляется каждым подрядчиком в подтверждение объемов и стоимости работ, выполненных собственными силами для расчетов с организациями-заказчиками за выполненные работы по стройкам (объектам).

Согласно общему механизму ценообразования цены на продукцию (работы, услуги) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли.

Акт приемки выполненных работ служит подтверждением объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ и применяется для приемки заказчиком (генподрядчиком) выполненных подрядчиком (субподрядчиком) строительно-монтажных работ.

Данный первичный документ является одним из основных документов, применяемых в строительном комплексе. Особенность этого документа заключается в том, что он выполняет одновременно несколько функций.

Во-первых, он является своеобразной калькуляцией цены работ, выполненных подрядчиком за определенный период.

Во-вторых, калькуляция, подписанная как заказчиком, так и подрядчиком, выполняет функцию протокола согласования цен на данный вид (виды) работ.

В-третьих, в акте содержатся сведения не только о стоимости (цене) выполненных подрядчиком работ, но и об их количестве. Таким образом, акт, подписанный заказчиком и подрядчиком, является основанием для утверждения о том, что подрядчиком выполнен, а заказчиком принят конкретный объем работ. При этом подразумевается, что качество выполненных работ соответствует требованиям нормативной базы.

В заглавной части документа содержится информация об адресах и УНП участников строительства. В целях реализации требований Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 [27], в форме акта приемки выполненных строительно-монтажных работ предусмотрены реквизиты, содержащие даты получения и подписания документа сторонами. Согласно п.41 Правил заказчик обязан в течение трех дней рассмотреть представленные подрядчиком справки, акты, заверить их подписью и печатью. При несогласии с данными, отраженными в справке, акте, заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок. При несогласии заказчика подписать акт выполненных работ акт с приложенным сопроводительным письмом, содержащим мотив отказа, возвращается в адрес подрядчика.

Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющими право подписи.

Внесение в акт приемки выполненных работ исправлений не допускается. Неправильные записи исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Исправления должны быть заверены подписью работника, внесшего исправления, и печатью организации. При внесении исправлений в цифровые данные акта, в результате которых изменяется итоговая стоимость выполненных работ, целесообразно оформить новые экземпляры акта. При невозможности оформления новых экземпляров (например, по причине нахождения заказчика и подрядчика в разных населенных пунктах) стороной, внесшей исправления, реквизиты «Всего выполнено в текущих ценах» и «Сумма прописью» вписываются и заполняются заново, после чего заверяются печатью организации и подписью лица, внесшего исправления. При этом другая сторона в подтверждение своего согласия о произведенных исправлениях еще раз ставит на документе свою подпись и печать.


Рассмотрим порядок определения стоимости строительства и расчетов за выполненные работы в текущих ценах по методике, установленной Минстройархитектуры.

Ежемесячно Республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве (РНТЦ) на основании исходных данных, представляемых региональными центрами, рассчитываются индексы изменения стоимости по статьям СМР общеотраслевого назначения, крупнопанельного домостроения, ремонтно-строительных работ, строительства линий электропередачи, мелиоративного и водохозяйственного строительства, объектов метрополитена в г. Минске, захоронения строений и дезактивации территорий, проектных и изыскательских работ [7]. Региональные центры рассчитывают индексы изменения стоимости затрат на содержание заказчика-застройщика.

Индексы изменения стоимости рассматриваются рабочей группой при Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве (МВК), согласовываются МВК и утверждаются Министерством архитектуры и строительства.

Для строек, по которым в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» [16], установлены льготы по налогу на добавленную стоимость, применяются индексы для объектов, освобождаемых от НДС (с учетом НДС). Для остальных строек используются индексы, рассчитываемые для объектов, не освобождаемых от НДС (без учета НДС).


Заработная плата

Заработная плата определяется путем применения к ее величине в базисных ценах индекса изменения заработной платы. Индекс заработной платы рассчитывается исходя из решений Правительства об изменении минимальной заработной платы и тарифа 1-го разряда. В период между изменением Правительством тарифа 1-го разряда изменение индекса заработной платы производится при росте индекса потребительских цен нарастающим итогом свыше 5 %.

Эксплуатация машин и механизмов

При определении стоимости эксплуатации машин и механизмов в текущих ценах применяются индексы изменения стоимости эксплуатации машин-представителей к их базисной стоимости. Тип механизма и количество отработанных машино-часов определяются в соответствии с ресурсно-сметными нормами.

Стоимость эксплуатации машин и механизмов, индексы на которые отсутствуют, определяется по индексу механизма, аналогичного по назначению и близкого по технической характеристике, а при его отсутствии – по общему индексу изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов по региону.

Стоимость эксплуатации башенных кранов определяется по ценам и индексам изменения стоимости на эксплуатацию данных механизмов по маркам, приведенным в Сборнике индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве, книга 2, в разрезе управлений механизации и специализированных передвижных механизированных колонн (СПМК).

Затраты, связанные с транспортировкой грунта и мусора, определяются с применением индекса изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов для расчета вышеуказанных затрат.

Согласно п.10 Сборника норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин в сметах на строительство объектов учитываются затраты по перебазировке строительной техники с одной строительной площадки (базы механизации) на другую, если они не учтены сметными нормами (отсутствуют показатели в графе 13 Сборника норм).

В соответствии с исходными данными подрядчика и данными проекта организации строительства проектный институт в процессе разработки проектно-сметной документации может произвести замену машин и механизмов, учтенных ресурсно-сметными нормами, с корректировкой стоимости их эксплуатации (письмо Минстройархитектуры от 17.12.1997 г. № 04-4/4-8636). Если такая замена произошла в процессе выполнения работ, то в случае удорожания стоимости разница покрывается за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядной организации.


Строительные материалы, изделия и конструкции

Средневзвешенные цены и индексы на строительные материалы, изделия и конструкции, порядок их применения ежемесячно публикуются в сборниках индексов изменения стоимости, цен и тарифов, издаваемых РНТЦ.

Стоимость материалов, приобретенных подрядчиком, включается в стоимость выполненных работ по средневзвешенным ценам. Стоимость материалов, цены и индексы на которые отсутствуют, определяется по индексам материалов-представителей, аналогичных по назначению и близких по технической характеристике. А при их отсутствии – по фактическим (текущим) ценам предприятия-изготовителя, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

При определении текущей стоимости материалов индексацией индекс изменения стоимости применяется к оптовой цене материала. В сборнике сметных цен часть 4 и в каталогах-кодификаторах указаны оптовые цены. В том случае, если сборники сметных цен дают только сметную цену (Цсм), оптовая цена (Цопт) определяется делением сметной стоимости на 1,02 (норма заготовительно-складских расходов) и вычитанием транспортных расходов (Тр.р):

Цсм

Цопт = --------- - Тр.р

1,02

Для того, чтобы получить полную стоимость материалов в текущих ценах необходимо к общей стоимости материалов добавить заготовительно-складские расходы. Заготовительно-складские расходы равны 2% от стоимости материалов (0,75 % для металлоконструкций) в сумме с транспортными расходами. При этом необходимо учесть коэффициент 1.12, который учитывает налоги по УПТК (управление производственно-технической комплектации) (12 %, может определяться расчетным путем):

ЗСР = (Мф + Тф) x 0,02 x 1,12,

где Мф и Тф – соответственно текущая стоимость материалов и транспортных расходов без сумм НДС, уплаченных строительной организацией при приобретении материалов (транспортных услуг) для производственных целей, в том числе используемых для выполнения работ, услуг, обороты по реализации которых освобождены от НДС, например, работ по строительству и ремонту объектов жилого фонда.

При поставке материалов на стройку заказчиком данные материалы передаются подрядчику на ответственное хранение и в акты приемки выполненных работ включаются по их фактической стоимости. Стоимость данных материалов включается в объем выполненных работ, но вычитается при расчете налогов, определяемых от выручки, и НДС (Разъяснение о бухгалтерском учете и налогообложении подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика, утвержденное Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь от 29.10.1999 г., Министерством финансов Республики Беларусь и Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь от 04.11.1999 г.).

Если по условиям договора подряда заказчик передает подрядной организации целевой (разовый) аванс на приобретение материальных ресурсов, выпуск которых связан с сезонным производством, требует предварительной переработки или иных специфических особенностей, стоимость таких материалов в акты приемки выполненных работ включается по фактическим ценам.

Если по строительным материалам, переданным заказчиком подрядчику по накладной (оприходованным подрядчиком), принятым на ответственное хранение, подрядная организация понесла затраты по складированию, хранению, комплектации материалов, она может начислять заготовительно-складские расходы в размере 2% от текущей стоимости материалов (определенных по индексам, средневзвешенным и фактическим ценам) вне зависимости от прохождения через базу УПТК и транспортных затрат.

Если часть данных затрат произвел заказчик, то сумма заготовительно-складских расходов распределяется в размерах, согласованных двумя сторонами.

На объектах капитального строительства, финансируемых без привлечения средств бюджета и приравненных к ним средств, расчеты за выполненные работы, в том числе и за материалы, производятся в порядке, предусмотренном договором подряда, что, однако не освобождает продавца от обоснования этой цены.


Транспортные затраты

Транспортные затраты определяются путем применения к их базисной стоимости индекса транспортных затрат.

Индекс изменения стоимости транспортных затрат рассчитывается исходя из коэффициентов к тарифам: на железнодорожные перевозки в местном и прямом сообщении, подачу и уборку вагонов, погрузку и выгрузку (по данным управления Белорусской железной дороги); на автомобильные перевозки по соответствующему региону к тарифу 1991 года с учетом фактически отработанного времени в машино-часах по типам и маркам автомобилей (данные представляются региональными центрами по ценообразованию в строительстве по конкретным автопредприятиям региона). При этом учитываются удельные веса авто- и железнодорожных перевозок, подачи и уборки вагонов и погрузо-разгрузочных работ в базисном уровне транспортных расходов.

Заготовительно-складские расходы

Заготовительно-складские расходы определяются в размере 2 % от стоимости всех материалов и транспортных затрат в текущих ценах, кроме металлоконструкций, по металлоконструкциям - в размере 0,75 %.

При поставке импортных материалов транспортные затраты и заготовительно-складские расходы определяются от стоимости отечественного аналога и не начисляются на разницу между фактической стоимостью импортного материала и отечественного аналога.

Накладные расходы и плановые накопления

При расчете данных индексов учитывается структура накладных расходов и плановых накоплений.

В отдельных случаях подрядными организациями дополнительно при соответствующем обосновании необходимости затрат и в соответствии с заключенным договором подряда включаются при расчетах за выполненные работы и предъявляются заказчику затраты на содержание объектов социальной сферы и на оплату процентов за банковский кредит, так как данные затраты не учтены нормами плановых накоплений и не учитываются при расчете индексов изменения их стоимости.

Индексы изменения стоимости накладных расходов и плановых накоплений, связанные с изменением цен на материалы, изделия и конструкции, тарифов на перевозку грузов, тарифов на тепловую и электрическую энергию, взносов на государственное социальное страхование, изменением уровня заработной платы и других затрат, определяются независимо от физических объемов этих ресурсов с использованием соответствующих таблиц, приведенных в Методических указаниях [1].

Расчет индексов производится в разрезе структуры накладных расходов и плановых накоплений.


Временные здания и сооружения

Согласно договору подряда оплата затрат на временные здания и сооружения может производиться либо исходя из установленной нормы, либо за фактически построенные временные здания и сооружения.

При расчете затрат на временные здания и сооружения исходя из установленной нормы к их стоимости в базисных ценах применяется индекс изменения стоимости временных зданий и сооружений.

Расчеты также могут производиться за фактически построенные здания и сооружения в пределах установленной нормы по актам приемки выполненных работ.

Индекс изменения стоимости временных зданий и сооружений определяется по следующим элементам затрат: заработная плата; эксплуатация машин и механизмов; материалы; транспортные затраты.

Дополнительные затраты при производстве СМР в зимнее время

При расчетах за выполненные работы дополнительные затраты при производстве СМР в зимнее время учитываются в стоимости работ только в зимний период по нормам [6], раздел 2, и пересчитываются в текущие цены по индексу изменения стоимости данных затрат. Расчет в базисных ценах ведется от суммы сметных величин основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин по каждому виду работ.

Если договором подряда определен ввод объекта в эксплуатацию в сроки, в соответствии с которыми согласно проекту организации строительства необходимо выполнение отделочных работ в зимний период, то подрядчику компенсируются дополнительные затраты на временное отопление. Затраты определяются исходя из нормативного расхода тепла на 1000 м3 различных типов зданий в месяц, приведенного в табл. 3.1 [6], и необходимой продолжительности отопления.

Расчет компенсации затрат на временное отопление осуществляется по формуле:

РТ х С / 1000 х (ТТЭ - 7,2 х I),

где РТ - расход тепловой энергии на 1000 м3 здания, Гкал;

С - строительный объем отапливаемой части здания, м3;

ТТЭ - фактическая стоимость тепловой энергии, руб.;

7,2 - стоимость тепловой энергии в базисных ценах 1991 года, учтенная в затратах на зимнее удорожание, руб.;

I - индекс зимнего удорожания по региону за текущий месяц.

Затраты на временное отопление зданий в зимний период включаются в объем выполненных работ в соответствии с Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по инвестициям и строительству (письмо Минстройархитектуры от 01.04.2003 г. № 04-1-16/1476).

Индекс изменения стоимости зимних удорожаний определяется по следующим элементам затрат: заработная плата; эксплуатация машин и механизмов; материалы; транспортные затраты в соответствии со структурой зимних удорожаний, установленной в РДС 8.01.105-03.


Непредвиденные работы и затраты

В расчете учитывается часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая передается в распоряжение подрядных организаций. Пересчет в текущие цены резерва средств на непредвиденные работы и затраты осуществляется при помощи среднего индекса изменения стоимости выполненных работ.

Прочие затраты

Средства на возмещение затрат, связанных с подвижным и разъездным характером работ, определяются расчетом исходя из нормативной численности рабочих и размеров надбавок, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 г. № 763 «Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)» [34]:

- за подвижной характер работ – 40 % от нормы суточных, установленных действующими нормативными актами о нормах возмещения командировочных расходов;

- за разъездной характер работ – 50 % от нормы суточных при однодневных командировках.

Средства, связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций, определяются расчетом исходя из численности рабочих, определенной на основании нормативной трудоемкости по акту приемки выполненных работ, и норм возмещения командировочных расходов, установленных Минфином. При этом учитывается рабочее время, рассчитанное по нормативу, и выходные дни, приходящиеся на время производства работ.

Расходы, связанные с командированием линейных работников, учтены в нормах накладных расходов.

В соответствии с РДС8.01.105-03 п. 3.1.13ж при наличии необходимых сведений, размер средств на перевозку работников строительства в базисном уровне цен определяется расчетом на основании данных проекта организации строительства в зависимости от расстояния перевозок, количества подлежащих перевозке работников и нормативной продолжительности строительства. При этом учитывается специфика выполнения работ, условия привлечения транспорта для перевозки, целесообразность возврата автобуса в течение рабочего дня на базу, либо простоя на объекте и прочие условия. В данном случае указанные затраты в текущем уровне цен определяются исходя из размера, учтенного в проектно-сметной документации с индексацией по индексу на автомобильные перевозки. При отсутствии необходимых данных, средства на перевозку работников строительства в базисном уровне цен определяются в размере 16,75 % к сумме сметных величин основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин тех работ, для которых необходима перевозка рабочих.

Расчет размера средств на перевозку работников строительства в текущем уровне цен в данном случае производится исходя из нормативного количества работников, продолжительности строительства и тарифов на перевозку. При этом численность рабочих определяется на основе объемов строительно-монтажных работ и плановых норм выработки на одного работающего (пункт 2ж Приложения 2 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») или исходя из нормативной трудоемкости работ, учтенной в РСН, с понижением в 1,52 раза (письмо Минстройархитектуры от 06.04.2004 г. № 04-1-16/1386).

При перевозке работников строительства собственным транспортом предприятие формирует тариф на эксплуатацию автобуса в соответствии с Положением о порядке формирования тарифа на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.04.2001г. № 74/8 [38]. (Письмо РНТЦ от 09.08.2005 г. № 06-1524 [45]).


Средства на возмещение затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом (перевозка может осуществляться собственным или привлеченным транспортом): затраты по перевозке работников привлеченным транспортом в текущих ценах возмещаются по фактическим данным, подтвержденным бухгалтерскими документами, и согласованным заказчиком; при перевозке работников собственным транспортом величина затрат рассчитывается исходя из нормативного количества перевозимых работников, расстояния перевозки и тарифа на перевозку соответствующего вида транспорта. Формирование тарифа производится в соответствии с Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.04.2001 г. № 74/8 [38].

Средства, связанные с применением вахтового метода производства работ, определяются в следующем порядке:

командировочные расходы за время проезда до стройки – по нормативам возмещения, установленным Минфином;

вахтовая надбавка – 40 % от нормы суточных, установленных нормами возмещения командировочных расходов;

дополнительные затраты строительно-монтажных организаций по содержанию вахтовых поселков, аренде каналов связи и другие – по фактическим данным подрядчика, подтвержденным бухгалтерскими документами.

Средства по премированию за производственные результаты пересчитываются в текущие цены по индексу изменения заработной платы, умноженному на коэффициент 1,35, учитывающий отчисления на социальное страхование.

Затраты на премирование за производственные результаты не включаются в акты выполненных работ при невыполнении подрядчиком условий, предусмотренных договором подряда на выплату данных затрат.

Кроме вышеуказанных прочих затрат в зависимости от конкретных и специфических условий строительства в акты приемки выполненных работ включаются и другие затраты, предусмотренные сметной документацией.

По стройкам, финансируемым за счет бюджета, льготных кредитов, правительственных фондов, расчеты за выполненные работы производятся по методике, установленной Минстройархитектуры, с применением индексов изменения стоимости СМР по элементам затрат и средневзвешенных цен или индексов на материалы и машины-представители.

Для прочих объектов данная методика носит рекомендательный характер; порядок расчетов за выполненные работы по таким объектам устанавливается договором подряда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При этом субъекты хозяйствования согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.1999 г. № 209 обязаны обосновать уровень цен на продукцию (работы, услуги) соответствующими экономическими расчетами (калькуляциями с расшифровкой статей затрат).


8.2 Налоги и отчисления, включаемые в акт приемки выполненных работ

На основе действующего в стране механизма ценообразования в строительстве и налогового законодательства Министерством архитектуры и строительства разработан примерный порядок включения в акты приемки выполненных работ налогов и отчислений для компенсации их заказчиками. Он обеспечивает соблюдение единого методологического подхода при включении в стоимость строительства налогов и отчислений. Документ принят исключительно для целей ценообразования. Исчисление и уплата налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды производятся в соответствии с действующим налоговым законодательством.

При формировании стоимости строительства следует учитывать также налоговые льготы, предусмотренные законодательством. При этом нельзя рассматривать льготы по налогам и неналоговым платежам, которые имеет по налоговому законодательству заказчик как самостоятельный налогоплательщик, как льготы по работам, выполняемым за счет его средств.

В стоимость выполненных строительных работ не включаются только те налоги и неналоговые платежи, по которым налоговым законодательством предоставлены льготы в отношении этих работ (услуг), а также налоги, которые уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Порядок предназначен для работников подрядных организаций и организаций-заказчиков, осуществляющих расчеты за выполненные работы, в целях создания единого алгоритма включения в стоимость выполненных работ налогов и отчислений по стройкам (объектам), финансируемым из средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также за счет льготных кредитов.

По остальным стройкам (объектам) налоги и отчисления включаются в стоимость строительства в порядке, определяемом договором подряда.

В стоимость работ, выполненных подрядной организацией, включаются и оплачиваются заказчиком налоги и отчисления, относимые в соответствии с действующим налоговым законодательством на себестоимость работ и услуг, а также учитываемые при формировании отпускных цен и направляемые на формирование республиканского и местных бюджетов, а также фондов целевого назначения.


8.2.1 Налоги и отчисления, относимые на себестоимость работ

Перечень налогов и последовательность их включения в стоимость строительно-монтажных работ даны с учетом налогового законодательства, действующего в 2007 г.

В случае изменения перечня налогов или последовательности их включения в стоимость выполненных строительно-монтажных работ данная часть документа заполняется в соответствии с законодательством, действующим на момент его составления.

1 Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности» [19].

Затраты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся на себестоимость товаров (работ, услуг), включаются в акты приемки выполненных работ и подлежат возмещению заказчиком.

Объектом для начисления страховых взносов являются все виды выплат (доходов, вознаграждений) в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу застрахованных лиц по всем основаниям, независимо от источников финансирования, за исключением выплат, страховые взносы на которые не начисляются. Перечень таких выплат приводится в п.3 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 г. № 1297 [42].

Величина данных затрат определяется в установленном для конкретной подрядной организации размере от нормативного фонда оплаты труда (ФЗП).

Объектом для начисления страховых взносов являются все виды выплат (доходов, вознаграждений) в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в соответствии с законодательством в пользу застрахованных лиц по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 26.01.2007 г. № 45 [21].


Размеры страховых взносов определяются страхователем исходя из размера страховых тарифов, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь, скидок (надбавок) к страховому тарифу, установленных страховщиком в определенном порядке (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Страховые тарифы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год

Screenshot_1

Суммы отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСнс) рассчитываются по формуле:

ОСнс = ФЗП x Сос

где Сос – ставка отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ФЗП - фонд заработной платы.


Базовая формула для определения фонда заработной платы при формировании стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в текущих ценах для определения налогов, включаемых в цену строительной продукции, имеет следующий вид:

ФЗП = (Сзп + 0,35 x Сэм + 0,357 x Снр + 0,2308 x Спн + 0,28 x Свр +

+ 0,592 x Сзу) х Iзп x К + Спр х Iзп,

где Сзп, Сэм, Снр, Спн, Свр, Сзу, Спр- стоимость в базисных ценах, рассчитанная с применением ресурсно-сметных норм, соответственно заработной платы, эксплуатации машин и механизмов, накладных расходов, плановых накоплений, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, премирования за производственные результаты;

Iзп - индекс изменения заработной платы, ежемесячно утверждаемый Минстройархитектуры;

0,35; 0,357; 0,2308; 0,28; 0,592 - удельный вес заработной платы в соответствующих элементах затрат;

К - коэффициент, учитывающий резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчика.

В зависимости от конкретных и специфических условий строительства, определенных утвержденной сметной документацией, в фонд заработной платы могут включаться и другие затраты.

Заработная плата в стоимости эксплуатации машин и механизмов в базисных ценах может определяться с использованием общего коэффициента (0,35) или индивидуальным расчетом в зависимости от применяемых машин и механизмов исходя из заработной платы машинистов и ремонтных рабочих в базисных ценах согласно [8].


Формула определения заработной платы для эксплуатации различных механизмов приведена в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Расчет заработной платы в стоимости эксплуатации машин и механизмов (в базисных ценах)

Screenshot_2

Примечание:

ЗМ - заработная плата машинистов в базисных ценах согласно [8];

Р - затраты на ремонт и техническое обслуживание машин в базисных ценах согласно [8].


2 Земельный налог

В соответствии с Законом № 1314-XII от 18.12.1991 г. «О платежах за землю» [17] плата за землю обязательна для всех землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы.

Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится в пользовании либо собственности юридического лица.

Основаниями для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка, решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка или сведения о наличии и качественном состоянии земель в разрезе землевладельцев и землепользователей по состоянию на 1 января каждого года, представляемые налоговым органам землеустроительными службами.

Отсутствие у юридических лиц указанных документов, удостоверяющих право пользования либо собственности на земельные участки, равно как отсутствие предусмотренной законодательством регистрации права на земельные участки, не может являться основанием для непризнания этих юридических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются либо распоряжаются.

В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.01.1999 г. № 53 «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений» [22] работы по строительству жилья не облагаются налогами и неналоговыми платежами (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в государственный фонд содействия занятости), относимыми в соответствии с налоговым законодательством на их себестоимость.

В связи с этим подлежащая уплате сумма земельного налога, относимая на себестоимость, уменьшается на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству жилья в объеме фактически выполненных работ по строительству без учета налога на добавленную стоимость.

Инвесторы-застройщики, являющиеся плательщиками земельного налога, не уплачивают земельный налог за земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома, в период его строительства.

Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога на текущий год ежегодно не позднее 1 марта текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам - в течение одного месяца со дня их предоставления.


Земельный налог (ЗН) рассчитывается по следующей формуле:

ЗН = СТзн х К х П

где СТзн - годовая ставка земельного налога (руб. за гектар);

К - коэффициент к ставкам земельного налога (устанавливается ежегодно Советом Министров Республики Беларусь)

П - площадь земельного участка в га.

Земельный налог определяется в зависимости от размера земельных участков (участка), принадлежащих подрядной организации на основании земельных паспортов, годовой ставки налога на землю, сроков уплаты налога в бюджет, выполненного объема работ для конкретного заказчика.

Платежи за участок земли, на которой расположено административное здание подрядной организации, учтены нормами накладных расходов и дополнительно заказчиками не возмещаются.

В стоимость выполненных работ включается по формуле:

ЗН* VСМР

ЗН = ------ х ----------

3 VСМРв

где ЗН* - величина земельного налога, начисленного подрядной организацией в отчетном квартале (кроме налога за землю, занимаемую административным зданием), включается в себестоимость работ;

VСМРв - стоимость СМР в базисных ценах 1991 года, выполненных подрядной организацией за период, предшествующий отчетному, по всем заказчикам;

VСМР - стоимость СМР в базисных ценах 1991 года, выполненных подрядной организацией по конкретному объекту в отчетном периоде.


3 Экологический налог

Согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за использование природных ресурсов (экологического налога), утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.03.2005 г. № 36 [43], налогом облагаются объемы:

- используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

- переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

- перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

- отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;

- размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

- полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении;

- производимой и (или) импортируемой пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования.

В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.01.1999 г. № 53 «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений» [22], вступившего в силу со дня его подписания, работы по строительству жилья не облагаются налогами и неналоговыми платежами (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в государственный фонд содействия занятости), относимыми в соответствии с налоговым законодательством на их себестоимость.

Сумма экологического налога, относимая на себестоимость, уменьшается на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству жилья в объеме фактически выполненных работ по строительству без учета налога на добавленную стоимость.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2005 г. № 275 [25] налог за выбросы от неорганизованных источников при нанесении покрытий во время проведения строительных и ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов внутри и снаружи жилых домов, зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств взимается с плательщиков, для которых указанные работы являются видом предпринимательской деятельности. Сумма исчисленного налога относится на издержки.


Экологический налог возмещается инвестором пропорционально выполненному объему работ в части выбросов загрязняющих веществ в окружающую сферу по затратам на эксплуатацию машин и механизмов.

Экологический налог при включении в стоимость выполненных работ для оплаты заказчиком определяется по формуле:

VЭММ

ЭН = Э --------- + ЭНн

VЭММв

где Э - величина экологического налога, начисленного подрядной организацией по установленным нормативам и ставкам за выбросы загрязняющих веществ при работе машин и механизмов за период, предшествующий отчетному;

VЭММв - объем затрат на эксплуатацию машин и механизмов в составе стоимости СМР в базисных ценах 1991 года по всем заказчикам за период, предшествующий отчетному;

VЭММ - объем затрат на эксплуатацию машин и механизмов в составе СМР в базисных ценах 1991 года по конкретному объекту в отчетном периоде;

ЭНн - налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от неорганизованных источников выбросов. Возмещается инвестором исходя из суммы налога, приходящейся на фактический расход лакокрасочных материалов, использованных при выполнении работ на объекте.

Не относятся на себестоимость и не возмещаются инвестором средства подрядных организаций на уплату экологического налога сверх установленных нормативов и ставок экологического налога.

Налог в части выбросов загрязняющих веществ служебными легковыми автомобилями учтен нормами накладных расходов и дополнительно инвестором не возмещается. Относится на себестоимость работ.


4 Отчисления в инновационный фонд

В соответствии с Инструкцией о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2007 год, утвержденной постановлением МАиС РБ № 37 от 27.12.2006г. [39] отчисления в инновационный фонд, образуемый Минстройархитектуры, производят при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов организации, находящиеся в ведении Минстройархитектуры, в том числе хозяйственные общества, в отношении которых Минстройархитектуры уполномочено управлять долями (акциями) в их уставных фондах, принадлежащих государству, и организации частной формы собственности, в уставных фондах которых отсутствует доля государственной собственности, в том числе организации с иностранными инвестициями и организации, являющиеся резидентами свободных экономических зон (СЭЗ) (далее - организации).

Под деятельностью в области строительства следует понимать деятельность, определенную Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Организации производят отчисления в следующих размерах:

13,5 процента от себестоимости строительных (в том числе ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных), монтажных, специальных строительных работ, выполненных на территории Республики Беларусь;

4,5 процента от себестоимости работ (услуг), выполненных (оказанных) при осуществлении деятельности в области строительства, за исключением работ, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

4,5 процента от себестоимости строительных (в том числе ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных), монтажных, специальных строительных работ, выполненных при строительстве объектов черной металлургии;

4,5 процента от себестоимости продукции, товаров, произведенных при осуществлении деятельности в области промышленности строительных материалов;

2,25 процента от себестоимости произведенной продукции: стекла полированного, армированного, узорчатого, пеностекла и стеклоблоков, кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, силикатного кирпича, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

0,5 процента от себестоимости произведенной продукции: плитки керамической и изделий санитарных керамических;

0,25 процента от себестоимости произведенных конструкций деревянных клееных;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, находящимися в стадии банкротства (санации);

0,25 процента от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением средств государственных целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов, образуемых в соответствии с законодательными актами;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, отвечающих критериям, предъявляемым к импортозамещающим товарам, продукции, технологиям и зарегистрированным в установленном порядке;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции, товаров на экспорт, выполненных работ, оказанных услуг за пределами Республики Беларусь и (или) на экспорт, в том числе по договорам субподряда;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь организациями частной формы собственности, являющимися резидентами свободных экономических зон (СЭЗ);

0,25 процента от себестоимости выполненных работ (новое строительство, реконструкция) на территории Республики Беларусь для организаций с иностранными инвестициями;

0,25 процента от себестоимости строительных работ, выполненных организациями для собственных нужд (новое строительство, ремонт, реконструкция, модернизация);

0,25 процента от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг при осуществлении строительства культовых зданий и сооружений, памятников истории и архитектуры, музеев, государственных заповедников, заказников;

0,25 процента от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг для бюджетных организаций при условии финансирования работ, услуг за счет собственных средств этих организаций;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями частной формы собственности, в уставном фонде которых отсутствует доля государственной собственности и которые находятся в ведении Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» «Белорусское общество инвалидов» и других добровольных общественных организаций и объединений;

0,25 процента от себестоимости произведенной продукции: цемента и извести.


Организации не производят отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры:

от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг по объектам жилищного строительства (новое строительство, реконструкция, модернизация, реставрация, ремонт);

от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг по контрактам (договорам) по строительству в рамках Программы ТАСИС Европейского союза по трансграничному сотрудничеству.

Под объектом жилищного строительства понимается каждое отдельно стоящее жилое здание (со всеми относящимися к нему внутренними и наружными инженерными сетями и сооружениями, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и озеленением территории), за исключением встроенно-пристроенных помещений, на строительство которого составлен отдельный проект и сводный сметный расчет и (или) смета.

Организации, находящиеся в ведении Минстройархитектуры, в том числе хозяйственные общества, в отношении которых Минстройархитектуры уполномочено управлять долями (акциями) в их уставных фондах, принадлежащих государству, и осуществляющие другие виды деятельности, за исключением деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов, производят отчисления от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг в размере 4,5 процента, а от себестоимости произведенной продукции из стекла, хрусталя, фарфора, фаянса, произведенных строительных машин и механизмов, технологического оборудования для обновления основных средств в строительной отрасли - в размере 0,25 процента.

Организации производят отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры ежемесячно от себестоимости продукции, товаров, работ, услуг за отчетный месяц.

Средства инновационного фонда могут направляться на финансирование мероприятий по развитию производства товаров (работ, услуг): финансирование отраслевых программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования в объеме не менее 25 процентов, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь; иные цели, определенные законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

В стоимость выполненных работ включаются средства для отчислений в инновационные фонды, определяемые по формуле

(СМРт - ПНт + ПРОЧт + НО) х Сиф

ИФ = ----------------------------------------------------,

100

где СМРт - стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядной организацией на конкретном объекте в отчетном периоде в текущих ценах;

ПРОЧт - прочие затраты в текущих ценах;

НО - сумма налогов и отчислений, относимых в соответствии с действующим законодательством, на себестоимость работ;

ПНт - плановые накопления в текущих ценах в стоимости выполненных строительно-монтажных работ в отчетном месяце по конкретному объекту;

Сиф - ставка отчислений в инновационный фонд в процентах.


5 Отчисления в фонд развития строительной науки

Государственный бюджетный фонд развития строительной науки, распорядителем средств которого является Минстройархитектуры, создается в целях повышения уровня научных исследований в строительной отрасли, обеспечения условий для технического развития производства, улучшения качества выпускаемой продукции, а также снижения энерго- и ресурсоемкости строительства, реконструкции, ремонта и реставрации объектов.

В соответствии с Положением о порядке зачисления средств в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки и направлениях его использования в 2007 году, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08.02.2007 г. № 166 [40] фонд образуется за счет отчислений, производимых организациями, осуществляющими строительно-монтажные работы, в размере 0,5 % от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ, которые включаются в затраты и учитываются при налогообложении прибыли и формировании цен на строительно-монтажные работы.,

Отчисления в фонд не производятся организациями, осуществляющими строительно-монтажные работы на объектах жилищного строительства и за пределами Республики Беларусь.

Указанные средства включаются отдельной строкой за итогами сводного сметного расчета в графу 9 «Сметная стоимость прочих затрат» и графу 10 «Общая сметная стоимость» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта, договорную (контрактную) цену, отражаемую в договоре (контракте) строительного подряда, индексируются по мере изменения цен на строительную продукцию и перечисляются генподрядчику (подрядчику) при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы. Генподрядчик (подрядчик, субподрядчик) относит средства в размере 0,5 % от себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами, на их себестоимость и перечисляет эти средства в фонд.

Распределение полученных средств от заказчика (инвестора) между генподрядчиком (подрядчиком) и субподрядчиком осуществляется пропорционально стоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.

Средства фонда направляются на:

- выполнение заданий государственной научно-технической программы в области строительной деятельности и внедрение их в производство;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам проектирования, строительства и производства строительных материалов и конструкций, организации и управления строительным производством, ценообразования и экономического механизма повышения эффективности труда участников строительной деятельности, создания автоматизированных систем управления этой деятельностью, а также приобретение оборудования, материалов и комплектующих изделий для изготовления опытных образцов новой техники, приборов, материалов и конструкций, разработку нормативной и технической документации для постановки их на серийное производство;

- финансирование разработки государственными научными организациями комплекса технических нормативных правовых актов в области строительной деятельности;

- возмещение дополнительных затрат научным и проектным организациям по научному сопровождению проектирования и строительства экспериментальных объектов, на которых впервые в республике проверяются (отрабатываются) результаты научных исследований;

- подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий) в области строительной деятельности, организацию научно-методического и информационно-аналитического обеспечения этой деятельности;

- подготовку и проведение научно-технических симпозиумов, конференций, семинаров, приобретение научной, нормативной, методической, технической, технологической документации и других источников научно-технической информации, необходимой для развития научно-технического прогресса;

- подготовку и проведение выставок в целях пропаганды и внедрения достижений научно-технического прогресса в области строительной деятельности.

В стоимость выполненных работ включаются средства фонда, определяемые по формуле

(СМРт - ПНт + ПРОЧт + НО) х Сфрсн

ФРН = --------------------------------------------------------,

100

где СТфрн - ставка отчислений в фонд развития строительной науки, установленная в размере 0,5 %.


6 Отчисления на содержание РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»

Положением о ведомственном контроле министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь № 5 от 08.02.2002 г. [41] определено, что ведомственный контроль Минстройархитекты Республики Беларусь - составная часть государственного контроля, осуществляется через республиканское унитарное предприятие «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь».

Служба ведомственного контроля создана в целях соблюдения юридическими лицами, подчиненными (находящимися в ведении) Министерству, в отношении которых Министерство осуществляет владельческий надзор, а также является арендодателем предприятий в целом как имущественного комплекса:

- требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- сохранности и эффективного использования переданного им на правах владения, пользования и распоряжения имущества;

- целевого и эффективного использования бюджетных средств по всем направлениям и видам расходов;

- своевременного пресечения и предотвращения экономических правонарушений;

- выявления резервов повышения эффективности экономической деятельности юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 293 от 25.05.2000 г. [23] организации, осуществляющие ведомственный контроль финансируются за счет:

- отчислений, производимых юридическими лицами государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, подчиненными министерствам, иным республиканским органам государственного управления или входящими в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, при которых созданы организации, осуществляющие ведомственный контроль;

- средств, полученных от проведения в установленном порядке аудита иных юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, оказания сопутствующих аудиту услуг на условиях заключаемых договоров;

- средств, получаемых от иных видов предпринимательской деятельности.

Затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и включаются в состав расходов в пределах норм, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.

Отчисления на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль, производятся юридическими лицами государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, подчиненными министерствам, иным республиканским органам государственного управления или входящими в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в размере не более 0,1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и относятся на себестоимость товаров (работ, услуг).

Конкретный размер и порядок направления отчислений на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль, устанавливаются министерством, иным республиканским органом государственного управления, государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, при которых созданы такие организации, по согласованию с Министерством финансов.

В стоимость выполненных работ отчисления на содержание РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (ОВК), включаются по формуле

(СМРт + ПРОЧт + НО) х Совк х 1,03 х 1,18

ОВК = --------------------------------------------------------,

100

где Совк - ставка отчислений на содержание РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» установленная в размере 0,1 %.


8.2.2 Налоги, сборы, отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации работ (услуг) и включаемые в стоимость строительства

1. Отчисления в республиканские фонды по единому платежу.

В соответствии с Законом Республики Беларусь № 191-З от 29.12.2006 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» [18] с организаций взимаются: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - по ставке 2 %, налог с пользователей автомобильных дорог - по ставке 1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Уплата сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог производится единым платежом в размере 3 %.

От уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог освобождены организации - в части выручки от реализации работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

От уплаты налога с пользователей автомобильных дорог освобождены организации - в части выручки, полученной от выполнения работ по строительству домов (квартир) для производителей сельскохозяйственной продукции (занимающихся производством сельскохозяйственной продукции коммерческих организаций).

Организациями, осуществляющими строительные, строительно-монтажные работы, исчисление платежей производится от выручки от реализации работ.

В стоимость выполненных работ для оплаты заказчиком отчисления в республиканские фонды по единому платежу (Прф) включаются следующим образом:

(СМРт + ПРОЧт + НО) x СПрф

Прф = -----------------------------------------,

100 - СПрф

где СПрф – ставка отчислений в республиканские фонды по единому платежу, установленная в размере 3%.


2. Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 г. №1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» [16] объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче внутри организации объектов (этапов) завершенного капитального строительства.

Налоговая база по выполненным подрядчиками строительным работам с участием субподрядчиков определяется подрядчиком как стоимость работ, выполненных собственными силами.

Освобождению от налогообложения подлежат обороты по реализации всех видов работ по строительству и ремонту жилищного фонда независимо от источников их финансирования (средства юридических и физических лиц, средства бюджета, кредиты банков и другие источники) и способа производства, в том числе выполняемых субподрядными организациями.

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

По указанным выше работам налог на добавленную стоимость не будет включаться в их стоимость независимо от источников финансирования этих работ. При этом суммы налога, уплаченные строительными предприятиями при приобретении сырья, материалов, топлива, комплектующих, других товаров (работ, услуг), использованных для производства этих работ, относятся на затраты по производству и реализации работ и возмещаются заказчиком в цене строительной продукции. Поэтому стоимость строительных работ, обороты по реализации которых освобождены от НДС, в текущем уровне цен рассчитывается исходя из индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат с учетом НДС.

В стоимость выполненных работ для оплаты заказчиком налог на добавленную стоимость включается следующим образом

(СМРт + ПРОЧт + НО) x СНДС

НДС = -----------------------------------------,

100

где СНДС – ставка налога на добавленную стоимость (18 %).

В соответствии с Разъяснением о бухгалтерском учете и налогообложении подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика, утвержденным Минстройархитектуры и Минэкономики 29.10.1999 г., Минфином и ГНК Республики Беларусь 04.11.1999 г., объекты налогообложения заказчика и подрядчика определяются индивидуально исходя из фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности каждого из них с учетом прав собственности.

В случае передачи заказчиком материалов подрядчику (с переходом прав собственности на материалы к последнему) эти материалы приходуются подрядчиком (списываются на счета издержек производства) и включаются в объем выполненных работ для исчисления налогов.

При передаче материалов подрядчику в переработку право собственности на материалы остается у заказчика. В этом случае у подрядчика эти материалы учитываются на забалансовом счете и не включаются в объем реализации при налогообложении.

Поэтому налоги, отчисления в целевые бюджетные фонды и другие обязательные платежи, порядок исчисления которых установлен в зависимости от объема выполненных работ, по подрядным строительным организациям следует рассчитывать без учета использованных материалов заказчика.

Порядок передачи заказчиком материалов подрядчику определяется договором на строительство.

Согласно принятому Минстройархитектуры Республики Беларусь механизму ценообразования в строительстве в стоимость строительно-монтажных работ одновременно включаются по установленному нормативу как затраты на строительство временных зданий и сооружений, так и возврат стоимости материалов от разборки временных зданий и сооружений.

Следовательно, если расчеты с заказчиками за выполненные работы осуществляются без учета стоимости материалов от разборки временных зданий и сооружений, то налогообложение производится также без учета стоимости таких материалов.


ПРИМЕР РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

Расчет выполнен на основе методики определения стоимости выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, установленной Постановлением МАиС РБ № 13 от 11.04.2005 г. [33] и письма № 04-2-02/497 от 05.02.2007 г. [53] за январь 2007 года.

Исходные данные (условные) принимаются из бухгалтерских документов подрядной организации:

1. Сумма экологического налога в части выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду машинами и механизмами, начисленная в январе 2007 г. по установленным нормативам и ставкам, - 150 000 руб.; экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от неорганизованных источников выбросов за январь 2007 г. составляет 8000 руб.

2. Сумма земельного налога (кроме налога за землю, занимаемую административным зданием), начисленная за IV квартал 2006 г., - 220 000 руб.

3. Объем СМР в базисных ценах 1991 г., выполненных в январе 2007 г. для всех заказчиков, - 50 000 руб.

4. Объем затрат на эксплуатацию машин и механизмов в стоимости СМР в базисных ценах 1991 г. в объеме выполненных работ за январь 2007 г. - 1100 руб.

5. Коэффициент, учитывающий налоги от заготовительно-складской деятельности, - 1,12.

Screenshot_3

Screenshot_4


Трудозатраты рабочих, чел-час

722

722

Трудозатраты машинистов, чел-час

72

72

ВСЕГО трудозатрат, чел-час

722+72

794

Заработная плата

1262

1 262

- Эксплуатация машин и механизмов

509

509

Эксплуатация машин и мех-в всего: в т.ч.

509

509

- зарплата машиниста

127

127

- Mатериалы. в т.ч.

6504-1064

5 440

Транспортные расходы

1064

1 064

- HP (Oбщестр. работы)

94.3

(1262+509)*94.3/100

1 670

Hакладные расходы всего: в т.ч.

1670

1 670

- ПH (Oбщестр. работы)

129.9

(1262+509)*129.9/100

2 301

Плановые накопления всего: в т.ч.

2301

2 301

Bременные (титульные) здания и сооружения

5.3

(1262+509)*5.3/100

94

Зимнее удорожание

401

401

в т.ч. зарплата в зимнем удорожании

149

149

ИTOГO строительных и иных специальных монтажных работ

1262+509+5440+1064+1670+

+2301+94+401

12 741

Непредвиденные затраты

1

12741*1/100

127

BCEГO строительных и иных специальных монтажных работ

12741+127

12 868

ПPOЧИE ЗATPATЫ

Премия за произв. результаты (от ЗП+ЗПмаш+НР*0,21585)

30

(1262+127+1670*0.21585)*30/100

525

ИTOГO прочих затрат:

525

525

BCEГO C ПPOЧИMИ:

12868+525

13 393


Screenshot_5


Screenshot_6


Screenshot_7

В расчете стоимости материалов в текущих ценах стоимость указывается без сумм НДС, уплаченных строительной организацией при приобретении материалов для производственных целей (кроме материалов, используемых для выполнения работ, услуг, обороты по реализации которых, освобождены от НДС. При выполнении таких работ (услуг) материалы включаются по ценам с НДС).

Заготовительно-складские расходы определяется в размере 2% (0,75% - на металлоконструкции) от текущей стоимости материалов и транспортных расходов с учетом налогов, приходящихся на эти затраты. Если по строительным материалам, переданным заказчиком подрядчику с потерей прав собственности (оприходованным подрядчиком), принятым на ответственное хранение (без потери прав собственности), подрядная организация понесла затраты по складированию, хранению, комплектации материалов, она может начислять заготовительно-складские расходы в размере 2% от текущей стоимости материалов (определенных по индексам, средневзвешенным и фактическим ценам) вне зависимости от прохождения через базу УПТК и транспортных затрат.

Если часть данных затрат произвел заказчик, то сумма заготовительно-складских расходов распределяется в размерах, согласованных двумя сторонами.

Состав прочих затрат и порядок их включения в стоимость выполненных работ определяются в каждом конкретном случае с учетом вида строительства, источников финансирования и т.п.


8.3 Справка о стоимости выполненных работ и затрат

Справка о стоимости выполненных работ и затрат служит основанием для расчетов за выполненные работы между заказчиком и генподрядчиком и между генподрядчиком и субподрядчиками.

Справка состоит из пяти разделов.

В первом разделе справки содержится информация о стоимости работ в базисном уровне цен с выделением отдельными строками стоимости строительно-монтажных и прочих работ.

Во втором разделе справки содержится информация о стоимости выполненных работ в текущих ценах с расшифровкой по статьям затрат. В случае если заказчику необходима более детальная расшифровка статей затрат по строительству, то по согласованию с подрядной организацией этот перечень может быть расширен.

В третьем разделе справки отражается стоимость оборудования, поставку которого осуществил подрядчик. В совместном письме Минстройархитектуры и Минфина Республики Беларусь от 23.09.2003 г. № 04-2-47/4004 и № 15-9/529 [54] разъяснено, что стоимость оборудования, поставленного и смонтированного подрядчиком, включается заказчиком в объем капитальных вложений и не учитывается в выполненном объеме подрядных работ по монтажу оборудования. Стоимость такого оборудования может оплачиваться подрядчику как по отдельному счету (товарно-транспортной или товарной накладной), так и по справке формы С-3. При включении стоимости оборудования в справку оформление товарно-транспортных накладных не обязательно. Вычет НДС производится на основании товарно-транспортных накладных или других первичных учетных документов установленного в Республике Беларусь образца. Таким образом, если подрядчик приобретает оборудование и передает его на хранение заказчику до начала работ по монтажу, целесообразно выписать товарную накладную на передачу (реализацию) оборудования заказчику. Если приобретенное оборудование сразу передается в монтаж, то выписывать товарную накладную нецелесообразно. В этом случае первичным документом, подтверждающим факт реализации смонтированного оборудования заказчику, будет справка формы С-3. На основании этого же документа заказчик будет производить вычет НДС по оборудованию.

В четвертом разделе справки отражаются суммы, учитываемые при расчетах за выполненные работы. Суммы, отражаемые в этом разделе (кроме зачета авансов), должны быть подтверждены первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также относиться непосредственно к тому объекту строительства, который указан в заглавной части справки.

Подписание заказчиком акта выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат может, а в некоторых ситуациях должно происходить в разные периоды времени. При этом рассмотрение и подписание заказчиком акта выполненных работ должно происходить в сроки, обеспечивающие составление и представление подрядчиком статистической отчетности.

Подписание же справки формы С-3 может происходить и в более поздние сроки. Кроме того, подписание актов приемки происходит по схеме «субподрядчик-генподрядчик-заказчик», а подписание справок по схеме «заказчик-генподрядчик-субподрядчик».


Screenshot_8

Screenshot_9 Screenshot_10


8.4 Расчет стоимости материалов и конструкций в текущих ценах. Материалы заказчика, переданные на ответственное хранение

Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь 29.10.1999г., Министерством экономики 29.10.1999г., Министерством финансов 04.11.1999г., Государственным налоговым комитетом 04.11.1999г. по согласованию с Министерством статистики и анализа утверждено Разъяснение о бухгалтерском учете и налогообложении подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика, в котором подчеркивается, что объекты налогообложения заказчика и подрядчика определяются индивидуально исходя из фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности каждого из них с учетом прав собственности. При поставке материалов на стройку заказчиком данные материалы передаются подрядчику на ответственное хранение и в акты приемки выполненных работ включаются по их фактической стоимости. Стоимость данных материалов включается в объем выполненных работ, но вычитается при расчете налогов, определяемых от выручки, и НДС.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов СССР 1 ноября 1991 г. N 56, на балансовом счете 10 «Материалы» учитывается наличие и движение принадлежащих предприятию сырья, материалов и иных ценностей. Строительные материалы, передаваемые заказчиком подрядчику для выполнения работ, являются собственностью заказчика и не должны приходоваться подрядчиком на балансовых счетах. Эти материалы учитываются у подрядчика на забалансовом счете и не включаются в объем реализации при налогообложении.

Поэтому налоги, отчисления в целевые бюджетные фонды и другие обязательные платежи, порядок исчисления которых установлен в зависимости от объема выполненных работ (в частности, отчисления в дорожный фонд), по подрядным строительным организациям следует рассчитывать исходя из объема выполненных работ без учета использованных материалов заказчика.

 

8.5 Учет строительных материалов. Контроль за использованием материалов в строительстве 

По характеру участия в производственном процессе материальные ресурсы относят к предметам труда, на которые направлен труд человека и которые в своей совокупности образуют группы производственных запасов.

Одним из видов производственных запасов являются строительные материалы, удельный вес которых в себестоимости строительно-монтажных работ составляет свыше 60%.

Поступающие в организацию строительные материалы должны учитываться по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости строительных материалов по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей в организацию.

В учетных регистрах способы оценки и отражения строительных материалов в зависимости от принятой учетной политики могут быть:

- по фактической себестоимости;

- по учетной цене.

Строительные материалы, поступающие от поставщиков, приходуются на основании товарно-транспортной накладной формы ТТН-1.

Строительные материалы, изготовленные в подсобных промышленных цехах и прочих производствах (пиломатериал и др.), приходуются на основании требований-накладных формы ПЗ-6, выписываемых заведующими производствами при сдаче готовой продукции на склад.

Строительные материалы, полученные при разборке и демонтаже сооружений, зданий, приходуются также по требованию-накладной формы ПЗ-6.

Отпуск строительных материалов на производственно-эксплуатационные, хозяйственные цели осуществляется только материально ответственным лицам по весу, объему или счету в строгом соответствии с нормами.

Для оформления отпуска строительных материалов, многократно используемых, на нужды производства предназначена ведомость на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада формы ПЗ-3.

Для оформления однократного отпуска строительных материалов применяется требование-накладная формы ПЗ-6.

Материалы открытого хранения при отпуске их на производство не подсчитываются и не взвешиваются, на них не выписываются первичные документы. Фактический расход этих материалов определяется ежемесячно путем проведения инвентаризации, которая производится комиссией с участием работников бухгалтерии. Для определения количества израсходованных в строительстве материалов открытого хранения комиссией составляется акт об остатках и на списание произвольной формы. Расход материалов по данным инвентаризации определяется следующим образом: к остатку на начало месяца добавляется поступление за месяц, и из полученной суммы вычитается остаток на конец месяца.


Списание строительных материалов, израсходованных на вложения во внеоборотные активы (строительство), производится на основании отчета о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом их по нормам формы М-29.

Screenshot_11


8.6 Учет потерь от брака в строительстве

Согласно действующим в настоящее время нормативным документам затраты, составляющие потери от брака являются затратами, включающимися в себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

К потерям от брака в строительном производстве относят:

- затраты на переделку некачественно (т.е. с нарушением технических условий, СНиП, СНБ, ТКП или проектного решения) выполненных строительно-монтажных работ по вине строительной организации;

- затраты по устранению повреждений ранее выполненных частей и конструкций зданий и сооружений, допущенных в ходе последующего производства работ;

- стоимость окончательно забракованных работ.

В то же время затраты по устранению дефектов, возникших по вине заказчика и оплаченных им, к потерям брака у подрядчика не относятся. Суммы оплаты таких работ включаются подрядчиком в выручку от реализации.

Не относится к потерям от брака и стоимость неправильно маркированных годных строительных материалов, конструкций, изделий и деталей, изготовленных строительными организациями или другими организациями, несоответствие которых обнаружено на строительной площадке. Не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в качестве потерь от брака и затраты:

- по устранению недоделок по вине проектных организаций и субподрядчиков;

- по исправлению дефектов оборудования по вине заводов-изготовителей, а также повреждений и деформаций, полученных при транспортировке до приобъектного склада, и т.д.

Брак, выявленный в ходе производства строительных работ (или по их окончании), оформляется актом о браке, недоделках формы С-11, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 11.04.2005 № 13 [33].

Акт составляется комиссией в составе представителей заказчика (технического надзора), генерального подрядчика и субподрядной организации (в случае если работы, по которым оформляется акт о браке, выполнялись субподрядной организацией) в необходимом количестве экземпляров, но не менее трех. Один экземпляр остается у заказчика, другой передается генеральному подрядчику, третий - субподрядной организации (при ее наличии и необходимости).

Экземпляр акта, переданный организации (подразделению), чей брак был выявлен на объекте, служит основанием для расчета стоимости работ по исправлению брака.

Необходимо отметить, что при исправлении собственного брака (т.е. если брак допущен и исправляется одной и той же организацией) акт приемки выполненных работ формы С-2 не составляется, а стоимость работ по исправлению брака определяется на основании данных Расчета стоимости работ по исправлению брака (оборотная сторона акта о браке). Во всех других случаях, когда исправление установленного брака осуществляется сторонней организацией (т.е. не той, которая допустила брак), составление акта формы С-2 является обязательным.

При оформлении акта о браке следует соблюдать обязательные процедурные действия. В частности, в результате служебного расследования причин брака устанавливаются его виновники, и по каждому акту составляется расчет потерь от брака, размер которых определяется по установленным нормативам в соответствии с составом и объемом забракованных работ и затрат по исправлению брака. В затратах по исправлению брака, допущенного при производстве работ, отражаются стоимость дополнительно израсходованных материалов, расходы на оплату труда рабочих за разборку, демонтаж и другие дополнительные работы, произведенные в связи с устранением дефектов, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, использованных при исправлении брака, часть накладных расходов и затрат, связанных с исправлением брака сторонними организациями.

Однако затраты на исправление брака следует уменьшить на величину, отнесенных за счет поставщиков и субподрядных организаций (если они признали свою вину) затрат, на суммы, возмещенные лицами, допустившими брак, а также на стоимость материалов, оприходованных при разборке и демонтаже по ценам возможного использования.


Таким образом, нормативными документами и понятие брака, и механизм учета затрат по его исправлению разработан достаточно подробно. Если подрядная строительная организация исправляет свой брак, то это есть расходы, относимые на себестоимость, состав и денежное выражение которых подтверждается актом о браке. Если подрядная организация исправляет брак, допущенный другой строительной организацией, то для нее это обычные подрядные работы, которые оформляются актом приемки выполненных работ ф.С-2. Основанием для выполнения этих работ является договор с заказчиком (генподрядчиком) и акт о браке, в котором оборотная сторона не заполняется.

Screenshot_12

Screenshot_13


 Screenshot_14


8.7 Услуги генподряда

Конечной продукцией строительного производства является возведенное здание (сооружение). Это - результат выполнения большого комплекса различного вида работ разными исполнителями (генеральным подрядчиком, субподрядчиком и др.). Стоимость строительства здания (сооружения) включает в себя не только стоимость самих работ, но и расходы по подготовке этого строительства, организации работы на строительной площадке, завершению строительства и вводу объекта в эксплуатацию, оплачиваемых заказчиком в общей стоимости (цене) строительства. При этом цена строительства не меняется от различного вида отношений между генподрядчиком и субподрядчиком (взаимное оказание услуг) и налоги при строительстве уплачиваются каждым его участником от объемов работ, выполненных собственными силами.

Расходы по подготовке и организации работ на строительной площадке (генподрядные услуги) оплачиваются заказчиком всем участникам строительства в составе накладных расходов. Из всей массы этих расходов отдельные виды их приходятся только на генподрядчика.

Это - обеспечение всех участников строительства документацией, координация деятельности исполнителей работ на стройплощадке, обеспечение телефонной связью и временными нетитульными зданиями и сооружениями и другие расходы, которые компенсируются субподрядчиком генподрядчику в размере, определяемом договором субподряда. При заключении субподрядного договора сторонами определяются перечень необходимых субподрядчику услуг, условия их осуществления генподрядчиком и порядок оплаты.

Размер расходов генподрядчика на оказание субподрядчику конкретного вида услуг определяется сторонами по взаимной договоренности в процентах от объема строительно-монтажных работ, выполняемых субподрядчиком собственными силами.

Субподрядная организация ежемесячно возмещает генподрядчику расходы за фактически оказанные услуги в соответствии с порядком, установленным в субподрядном договоре.

В письме Минстройархитектуры по согласованию с Минфином от 20.01.2003г. № 04-2-52/815 [56] говорится, что объем и перечень генуслуг определяется на основе договоров субподряда. К услугам, оказываемым генеральным подрядчиком субподрядчикам, относятся:

- обеспечение технической документацией;

- порядок приемки и сдачи заказчику выполненных субподрядчиком работ;

- решение вопросов материально-технического снабжения;

- предоставление временных зданий и сооружений;

- обеспечение работников субподрядных предприятий культурно-бытовым обслуживанием наряду со своим персоналом;

- обеспечение в соответствии с проектом организации строительства электроэнергией, водой, паром, газом и другими ресурсами, необходимыми для выполнения субподрядных работ;

- осуществление пожарно-сторожевой охраны объекта;

- предоставление возможности использования грузоподъемных и транспортных средств;

- обеспечение сохранности завезенных субподрядчиками на строительную площадку материалов, изделий, конструкций, оборудования, строительных машин и другого имущества, а также сданных субподрядчиками законченных строительных работ до сдачи объекта заказчику;

- обеспечение безопасных условий работы на строящемся объекте и принятие мер общего характера по технике безопасности и пожарной безопасности (устройство ограждений, защитных козырьков и сеток, ограждение люков и отверстий и другие);

- благоустройство строительной площадки;

- другие услуги, предусмотренные в дополнительных условиях договора субподряда.

Перечисленные услуги относятся к расходам по подготовке и организации работ на строительной площадке и оплачиваются заказчиком всем участникам строительства в составе накладных расходов.

В целях обеспечения единообразия отражения в бухгалтерском учете и в налогообложении услуг генеральный подрядчик включает услуги в объем работ, выполненных собственными силами и, соответственно, субподрядчик исключает их из объема работ, выполненных собственными силами.