Сообщение

4. Формирование сметной документации на этапе проектирования

Содержание материала

Состав, порядок разработки и согласования проектной документации на новое строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий объектов строительства производственного, жилищно-гражданского назначения, других видов строительства установлен СНБ 1.03.02-96 [12].

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными организациями. Неотъемлемой частью является задание на проектирование.

Договор подготавливается заказчиком (или, по его поручению, разработчиком), задание на проектирование составляется заказчиком с привлечением разработчика.

Разработка проектной документации на строительство объектов должна выполняться разработчиками, получившими в установленном порядке лицензию на право проектирования данного вида объектов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения соответствующего органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий.

Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через подрядные торги (тендеры) в соответствии с Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве на территории Республики Беларусь.

Архитектурные проекты, утверждаемые архитектурные части строительных проектов строительства объектов, независимо от источника финансирования и форм собственности, подлежат государственной экспертизе.

Разработку проектной документации на строительство объектов осуществляют, как правило, в две стадии.

При двухстадийном проектировании в состав проектной документации входят:

- архитектурный проект "A" - первая (утверждаемая) стадия,

- строительный проект "С" - вторая стадия разработки проектной документации.

На основании утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта разрабатывается строительный проект, осуществляется отвод земельного участка под строительство объекта с выдачей государственного акта на право пользования землей и открывается финансирование строительства.

Разработка строительного проекта с отступлением от утвержденного архитектурного проекта подлежит обязательному согласованию с автором архитектурного проекта и утвердившим проект органом.

По решению органов государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью или заказчика, в состав архитектурного проекта может включаться этап проектирования в виде эскизного решения "АЭ". Эскизное решение предназначено для проработок комплексного решения градостроительных, строительных, архитектурно-художественных и функциональных задач проектируемого объекта.

Для объектов, строящихся по проектной документации массового и повторного применения, а также технически несложных объектов может предусматриваться одностадийное проектирование. При одностадийном проектировании в состав проектной документации входит строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части "АС".

В проектной документации определяются этапы (комплексы работ) по объектам строительства в порядке, предусмотренном Методическими указаниями о формировании этапов (комплексов работ) по объектам строительства, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 10.11.1993 г. № 101 [57].


Состав и содержание проектной документации:

Архитектурный проект

Архитектурный проект строительства объектов производственного назначения, инженерной инфраструктуры состоит из следующих разделов:

а) общая пояснительная записка;

б) генеральный план и транспорт;

в) технологические решения;

г) организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием;

д) архитектурно-строительные решения;

е) инженерное оборудование, сети и системы;

ж) организация строительства;

з) охрана окружающей среды, экологический паспорт объекта;

и) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

к) мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

л) сметная документация (по объектам бюджетного финансирования либо по заданию заказчика);

м) эффективность инвестиций (по заданию заказчика).

Рекомендуемые относительное распределение стоимости основных проектных работ по разделам проектной документации приведены в СНБ 1.02.06-98.

Архитектурный проект строительства объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

а) общая пояснительная записка;

б) генеральный план (квартала, микрорайона, градостроительного комплекса или очереди строительства, группы или отдельно стоящих жилых и общественных зданий;

в) архитектурно-строительные решения;

г) технологические решения;

д) решения по инженерному оборудованию;

е) охрана окружающей среды, экологический паспорт объекта;

ж) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

з) мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

и) организация строительства;

к) сметная документация (по объектам бюджетного финансирования либо по заданию заказчика);

л) эффективность инвестиций (по заданию заказчика).

В обоснованных случаях по решению заказчика и разработчика, архитектурный проект может разрабатываться не в полном составе разделов. В таких случаях разрабатываются только те разделы, решения которых требуют дополнительной детализации перед разработкой строительного проекта.


Эскизное решение

Состав материалов эскизного решения устанавливается в задании на проектирование или в договоре на выполнение проектных работ, исходя из специфики объекта строительства и решаемых архитектурно-градостроительных задач.

Утверждаемая архитектурная часть строительного проекта

Утверждаемая архитектурная часть строительного проекта разрабатывается при одностадийном проектировании, в сокращенном объеме в составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта применительно к составу и содержанию архитектурного проекта.

Строительный проект

Состав строительного проекта (исключая утверждаемую архитектурную часть при одностадийном проектировании) соответствует составу рабочей документации на строительство объектов, определяемому межгосударственными и (или) национальными стандартами и уточняется заказчиком и разработчиком в договоре на проектирование.


4.2 Состав сметной документации

Состав сметной документации зависит от стадийности проектирования. Виды сметных документов, составляемых на каждом этапе проектирования, представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Состав сметной документации

Screenshot_26


Разработка сметной документации производится:

на стадии «архитектурный проект» - на основании объектов-аналогов укрупненных показателей стоимости и ресурсов, укрупненных ресурсно-сметных норм, прейскурантов на строительство, других укрупненных показателей нормативных документов для определения стоимости строительства;

на стадии «строительный проект» - на основании укрупненных ресурсно-сметных норм, прейскурантов на строительство, укрупненных расценок на единицу строительной продукции, сборников ресурсно-сметных норм.

Состав и объем документации на разных этапах составления документации может изменяться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.


4.3 Порядок определения стоимости разработки проектной документации

Порядок определения стоимости разработки проектной документации в строительстве (Изменение № 6 СНБ 1.02.06-98 [13]) определяет условия и правила формирования цен на проектные работы на основании натуральных показателей для объектов жилищно-гражданского, коммунального и производственного назначения.

Определение стоимости проектных работ на основе натуральных показателей позволяет избежать непосредственной ее зависимости от стоимости строительства.

Для номенклатуры объектов, зданий и сооружений, не вошедших в Изменение № 6, а также для отдельных видов работ, стоимость которых не определяется согласно положениям Изменения № 6, порядок определения стоимости проектных работ остается прежним, (в соответствии с Изменениями № 1 и № 2 СНБ 1.02.06-98).

Базовые цены на проектные работы рассчитаны в уровне цен на 01.01.2005 г. и являются основой для расчета стоимости основных и ряда дополнительных проектных работ и формирования договорной цены между заказчиком и проектировщиком. Основой расчета базовых цен являются натуральные показатели объектов - площадь, объем, и т. д.

Для определения стоимости разработки документации по видам строительства устанавливаются коэффициенты от нового строительства:

реконструкция (модернизация) – 1,2;

капитальный ремонт - 0,6;

текущий ремонт - 0,4.

Стоимость основных проектных работ и дополнительных работ, включаемых в состав договорной цены на основе базовых цен в текущих ценах на дату заключения договора Спр(доп), тыс. руб., определяется по формуле

clip_image002

где Цб — базовая цена основных и дополнительных проектных работ в ценах по состоянию на 01.01.2005 г., тыс. руб.;

clip_image004 - произведение корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования;

Кин - коэффициент индексации договорной цены к уровню цен по состоянию на 01.01.2005 г.


Распределение стоимости основных проектных работ по стадиям проектирования представлено в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Screenshot_27

 


Стоимость разработки в составе архитектурного проекта эскизного решения определяется в размере 15 % от полной стоимости проектирования.

Стоимость разработки обоснований инвестиций в строительство определяется в размере 20 % от полной стоимости проектирования.

Стоимость основных проектных работ по комплексам, состоящим из нескольких зданий, сооружений, коммуникаций, а также встроенных и пристроенных объектов, не предусмотренных нормативами на проектирование основного объекта, определяется по натуральным показателям отдельно по каждому объекту или зданию, сооружению, коммуникации, образующим комплекс, а затем суммируется.

Затраты проектных организаций, связанные с осуществлением ими функции генпроектировщиков, определяются в размере 5 % от стоимости разработки документации, передаваемой субподрядным организациям за счет стоимости работ, выполняемых субподрядными организациями.

При применении нескольких коэффициентов на различные факторы проектирования общий коэффициент рассчитывается путем перемножения коэффициентов, произведение которых не должно превышать 1,6 (кроме специально оговоренных случаев, отмеченных в примечаниях к соответствующим таблицам).


4.3.1 Базовые цены на проектные работы

Базовая цена основных и ряда дополнительных проектных работ Цб определяется по значениям «Стоимость» таблиц раздела 4 и 5 Изменений № 6 к СНБ 1.02.06-98 в соответствии со значением натурального показателя.

Базовые цены на проектирование жилых зданий приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Screenshot_28

Screenshot_29


В случае, когда значение натурального показателя проектируемого объекта меньше минимального или больше максимального, базовая цена проектных работ определяется методом экстраполяции по формулам:

clip_image002[4]

clip_image004[4]

где Цб - базовая цена проектных работ в ценах на 01.01.2005 г., тыс. руб.;

Хоб - величина натурального показателя проектируемого объекта;

Хмин, Хмакс - минимальное или максимальное значения натурального показателя;

Смин, Смакс - величина стоимости проектных работ для минимального или максимального значения натурального показателя, выраженная в тыс. руб.

В случае, когда значение натурального показателя проектируемого объекта находится в интервале приведенных значений, базовая цена проектных работ определяется методом интерполяции по формуле

clip_image006

где Хмин - минимальное значение натурального показателя интервала;

Хмакс - максимальное значение натурального показателя интервала;

Смин - величина стоимости проектных работ для минимального значения натурального показателя интервала;

Смакс - величина стоимости проектных работ для максимального значения натурального показателя интервала.

Примеры расчета интерполяции стоимости проектных работ для объектов жилищного строительства.

Крупнопанельный дом площадью 12 000 м2.

96 068 + (135 933 – 96 068) х (12 000 – 10 000) / (15 000 – 10 000) = 112 014 тыс. руб.

Монолитный дом площадью 8 000 м2.

73 318 + (127 638 – 73 318) х (8 000 – 5 000) / (10 000 – 5 000) = 105 910 тыс. руб.


4.3.2 Формирование договорной цены на проектные работы

Договорная цена на проектные работы формируется заказчиком и проектной организацией.

При формировании договорной цены в зависимости от продолжительности выполнения проектных работ принимаются следующие виды договорных цен:

твердая - неизменная на период выполнения проектных работ;

открытая - уточняемая в ходе выполнения проектных работ в соответствии с условиями договора.

При заключении договора с открытой договорной ценой необходимо проводить систематический пересчет стоимости в соответствии с порядком расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов.

Договорная цена на проектные работы формируется на основе базовых цен с учетом сокращения (увеличения) сроков проектирования по сравнению с нормативными и других условий проектирования объектов.

Наряду со стоимостью основных проектных работ в договорной цене учитываются:

- стоимость дополнительных работ и услуг;

- стоимость сопутствующих расходов.

В общем виде договорную цену на проектные работы (Сдог) следует определять по формуле:

Сдог = Спр + Сдоп + Ссоп

где Спр - расчетная стоимость основных проектных работ;

Сдоп - стоимость дополнительных работ и услуг;

Ссоп - стоимость сопутствующих расходов с учетом предъявляемых счетов на оплату услуг, осуществляемых сторонними организациями.

В заключенных договорах на выполнение проектных работ могут быть предусмотрены надбавки (доплаты), в том числе за:

- сокращение сроков продолжительности проектирования;

- снижение показателей стоимости строительства;

- выполнение других требований, оговоренных в договоре.

В случае если в процессе проектирования проектировщиком, по согласованию с заказчиком, изменяются и уточняются натуральные показатели объектов проектирования, то после окончания проектирования составляется исполнительная смета по фактическим натуральным показателям объекта.

Для определения стоимости проектных работ в базовых ценах 1991 г., включаемых в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 12 сводного сметного расчета), договорная цена на проектные работы, рассчитанная в базовых ценах по состоянию на 01.01.2005 г., делится на коэффициент индексации (К = 447,007 - для жилья, К = 427,755 - для иных объектов).


4.3.3 Рекомендуемое относительное распределение стоимости основных проектных работ по разделам проектной документации

Таблица 4.4

Структура стоимости проектирования жилых зданий по разделам проектной документации, установленная СНБ 1.02.06-98

Screenshot_30

В таблицах А.1, А.2 Изменений № 6 к СНБ 1.02.06-98 приведены условные обозначения (сокращения) и наименования стадий проектирования и разделов проектной документации (табл. 4.5).

Рекомендуемое относительное распределение стоимости основных проектных работ по разделам проектной документации представлено в таблицах А.3-А.36 Изменений № 6 к СНБ 1.02.06-98 (табл. 4.4).


Таблица 4.5

Screenshot_31

Screenshot_32

Проектные организации в соответствии со своей структурой могут разрабатывать собственные документы по определению относительного распределения стоимости отдельных разделов проектной документации.


4.4 Экспертиза проектно-сметной документации.

Государственная экспертиза проекта – это тщательная проверка всех разделов проектно-сметной документации, оценка проектных решений, сметных расчетов и выработка рекомендаций и предложений по минимизации риска в строительстве при эксплуатации построенных объектов. Экспертами решаются тактические (текущие) и стратегические (перспективные) задачи.

Тактические действия органов госэкспертизы связаны с обеспечением при рассмотрении проектов соблюдения действующих строительных норм и правил, возможной экономии материальных, топливно-энергетических, сырьевых, природных ресурсов, а также финансовых средств.

К стратегическим задачам при проведении экспертизы относится обеспечение конструктивной надежности запроектированных объектов (зданий, сооружений, их конструкций, элементов, инженерных систем и оборудования), эксплуатационной безопасности и экономической эффективности в эксплуатации построенных объектов.

Баланс тактических и стратегических интересов является мерилом качества экспертной оценки проектов.

Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» срок проведения экспертизы ограничен одним месяцем.

Государственная экспертиза в строительстве, рассматривая проектно-сметную документацию, решает вопросы по экономному использованию материальных, сырьевых и природных ресурсов, а также финансовых средств.

В соответствии с Постановлением коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 151 от 27.06.2006г. не проводится экспертиза проектной документации на ремонт, реставрацию и благоустройство объектов расчетной (сметной) стоимостью в ценах 1991 года до 3 млн. руб.

Порядок определения стоимости работ за проведение экспертизы проектно-планировочной документации, ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Республики Беларусь утвержден постановлением Госстроя Республики Беларусь от 20.12.1991 г. № 23.


Таблица 4.6

Рекомендуемые временные расценки на экспертные работы в зависимости от стоимости проектно-изыскательских работ на разработку проектно-сметной документации

Screenshot_33

Screenshot_34


Стоимость работ за выполнение экспертизы проектно-планировочной документации, проектов (рабочих проектов) ТЭО (ТЭР) определяется органами государственной экспертизы по согласованию с заказчиком при заключении договоров на проведение экспертизы в соответствии с Временными расценками на экспертные работы, приведенными в табл. 4.6.

Стоимость экспертизы проектов (рабочих проектов) определяется, исходя из всей суммы затрат на проектно-изыскательские работы по главе XII сводного сметного расчета, а по ТЭО (ТЭР) - в зависимости от трудоемкости и стадийности проектирования с применением к этой стоимости экспертизы понижающих коэффициентов, указанных ниже.

Стоимость работ по экспертизе проектов (рабочих проектов), ТЭО (ТЭР) оплачивается организациями-заказчиками за счет общих капиталовложений, с отнесением данных затрат на главу XII сводного расчета стоимости по ТЭО (ТЭР) или сводного расчета сметной стоимости проекта (рабочих проектов).

Размер оплаты за проведение экспертизы ТЭО (ТЭР) выполненных в полном объеме в соответствии с Правилами по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства промышленных предприятий, утвержденными приказом Госстроя Республики Беларусь от 15 декабря 1988г. №172, определяется в зависимости от трудоемкости экспертизы с коэффициентом, не превышающем 0,7 от стоимости экспертизы, указанной в приложении №1, при двухстадийном проектировании (ТЭО - рабочая документация) и не превышающем 0,5 при трехстадийном проектировании (ТЭО - проект - рабочая документация), а по проектно-сметной и проектно-планировочной документации, рассматриваемой повторно (после корректировки по замечаниям экспертизы) - не превышающем 0,3.

Стоимость работ за экспертизу отдельных частей и разделов проектов (рабочих проектов), ТЭО (ТЭР) устанавливается дифференцированно на основе расчетов по трудозатратам и стоимости разработки соответствующих частей и разделов проектно-сметной документации.

В случае принятия рекламаций по выданному экспертному заключению органы государственной экспертизы возвращают заказчику полностью или часть полученных средств за выполненные работы в соответствии с условиями договора на проведение экспертизы и действующим законодательством. При этом виновные в низком качестве проведения экспертизы приказом руководителя органа государственной экспертизы лишаются полностью или частично причитающихся доплат.

Стоимость экспертизы проектов (рабочих проектов), имеющих промежуточную стоимость ПИР, определяется интерполяцией.