Сущность, цели и задачи менеджмента - Методы управления
Содержание материала
- Сущность, цели и задачи менеджмента
- Менеджмент, как сфера деятельности
- Поле управления
- Управление НИОКР (инновациями)
- Методы управления
- Иерархия управления
- Функционально-иерархическая структура
- Типы организационных структур управления
- Линейная структура управления
- Линейно-функциональная структура
- Дивизиональная (филиальная) структура
- Матричная структура
- Сравнение структур управления
- Достоинства и недостатки дивизиональной структуры управления
- Структура, направленная на производство
- Политика деятельности фирмы
- Структурная политика фирмы
- Культура предприятия
- Все страницы
Методы управления. В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов: административно-правовые (организационно-распорядительные); экономические; социально-психологические.
Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.
Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.
Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.
Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).