Работа по дереву и стеклу (часть 4) - Прорезная и накладная резьба
Содержание материала
- Работа по дереву и стеклу (часть 4)
- Организация рабочего места
- Плоскостная резьба
- Плосковыемчатая геометрическая резьба
- Последовательность выполнения геометрической плосковыемчатой резьбы
- - Выполнение трехгранной выемки
- Плосковыемчатая скобчатая резьба
- Плосковыемчатая контурная резьба
- Плоскорельефная резьба
- Рельефная резьба
- Прорезная и накладная резьба
- Объемная резьба
- Выбор материала для лесной скульптуры
- Последовательность выполнения объемной резьбы
- Инструменты для работы и химические составы, использующиеся при изготовлении лесных скульптур
- Метод долбления
- Изготовление предметов домашней утвари и игрушек из дерева
- - Деревянный совок
- - Плошка
- - Корыто
- - Ложка
- Метод вытачивания
- Технология вытачивания
- Изготовление изделий
- Точеные игрушки
- Украшение точеных игрушек
- Точеные украшения
- Метод выпиливания
- Технология выпиливания
- Мозаика по дереву
- Организация рабочего места
- Инструменты для работы
- Резак-гильотина
- Штампы-просечки
- Основные приемы работы
- Стыковка деталей и их закрепление
- Маркетри
- Технология маркетри
- Инкрустация и интарсия
- Техника выполнения вставок
- Крепление бляшек
- Все страницы
Прорезная и накладная резьба
К рельефной и плоскорельефной резьбе близка прорезная резьба. Она представляет собой рельефную и плоскорельефную резьбу, у которой фон прорезан и отсутствует. Таким образом, прорезную резьбу подразделяют на плоскорельефную и рельефную.
Плоскорельефная прорезная резьба широко применялась для украшения старинной русской мебели.
Фон при прорезной резьбе устраняется с помощью долота или пилы. Если фон удален с помощью пилы, то эту резьбу называют пропильной. Рельефную прорезную резьбу называют еще ажурной резьбой.
В XVII–XVIII вв., когда в моде были стили барокко и рококо, ажурная резьба получила особо широкое распространение, так как ее средства выражения как нельзя лучше подходили для этих стилей.
Мебель того времени, выполненная в стиле ажурной резьбы, представляет собой настоящее произведение искусства. Выполнение ажурной резьбы требует высокого мастерства и тонкого художественного вкуса.
В качестве фона для прорезной резьбы иногда использовали материал различного цвета. Вероятно, именно это натолкнуло мастеров на мысль использовать как фон опять-таки дерево. Прорезную резьбу стали наклеивать на деревянную основу. Резьба, выполненная в такой технике, получила название наклеенной, или накладной.
Если прорезная резьба использовалась для мебели в конце XVII – начале XVIII вв., то накладная резьба получила свое широкое распространение позже, в XIX в. Ее применяли для украшения мебели, выполненной в классическом стиле.
Накладная резьба бывает глухой и прорезной. Глухая накладная резьба исполняется с фоном, а прорезная накладная – без фона, она еще называется ажурной накладной. Для накладной резьбы применяют древесину твердых и ценных пород.
Техника накладной резьбы имеет свою специфику, которая состоит в использовании при работе деревянной доски – подушки. На эту подушку наклеивают лист бумаги, а затем прорезанную по контуру заготовку. Лист бумаги используют для того, чтобы легче было потом отделить готовое изделие.
Закрепленную с помощью клея на подушке заготовку можно обрабатывать. Для этого необходимо нанести на нее будущий рисунок и вырезать его (рис. 100).
Рис. 100. Обработка заготовки, наклеенной на подушку в технике накладной ажурной резьбы.
После того как работа окончена, надо с помощью ножа отделить заготовку от подушки и наклеить непосредственно на изделие.