Сообщение

Ремонт и планировка квартиры (часть 8) - Стиль классицизма

Содержание материала

Стиль классицизма

Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, опять выдвигает на первый план традиции античности, идеалы простоты и рациональности.

Классицизм – достаточно широкое понятие, включающее в себя сразу несколько стилевых вариаций. Это и классицизм XVIII в., ампир, неоклассицизм середины и конца XIX в.

Небольшие отличия между ними строятся на основании предпочтения какой-то определенной эпохи античности. Так, например, на ранних этапах классицизм развивается под влиянием Греции, культура которой была хорошо известна. Более поздняя эпоха классицизма основывается на археологических открытиях, сделанных на территории Рима, а также в Помпее и Геркулануме.

На первое место выдвигается служение общественным идеалам, то, что и было в основе греческой и римской традиций. Все это в одинаковой степени проявляется как в строительстве дома, так и в его обустройстве.

Большинство деталей, заимствованных из античности, скорее играли чисто декоративную роль, а не эстетическую, как раньше. Среди возрожденных большое место занимают ордера, декоративный орнамент и скульптурные композиции. Но их использование сочеталось прежде всего с новыми позициями и веяниями, которыми был наполнен весь XIX в. Так, например, стукковый орнамент чаще всего заключается в прямоугольные и квадратные рамки, которые делают акцент на античных деталях.

Нередко распределенные по квадратам картины еще обрамляются и линиями разграничивающего бордюра, состоящего из всевозможных цветов, переплетенных веток и т. п.

Достаточно часто таким образом разграничиваются и расписные картины, заимствованные из произведений Древней Греции и Рима: парящие танцовщицы, сцены из любовных романов, растительные картины и любовные переживания, воспетые Катуллом и Сапфо. Но всегда соблюдается принцип четкого расположения отдельных деталей как в интерьере дома, так и в его строительстве.

Предпочтение отдается горизонтальным линиям, все находится в строгой симметрии и при этом должно логически сочетаться друг с другом.

Как и в эпоху античности, большие залы украшаются нишами, в которые устанавливаются подлинники или копии греческих или римских статуй. Достаточно быстро в это время в моду входят так называемые Grand Tour, когда глава дома уезжал в Грецию или Рим в поисках новых археологических раритетов. Кроме собственных находок, после его поездки дом всегда пополнялся портретом хозяина на фоне пейзажа обломков римской и греческой цивилизаций.

Стены, потолки и полы не так изобилуют орнаментальными деталями, которые присутствуют в отделке мебели и украшений интерьера. Мебель становится менее массивной, более изящной, предпочтение отдается тем же прямолинейным и симметричным линиям, которые присутствуют в интерьере.

Легкость мебели подчеркивается и небольшими вставками из севрского фарфора, слоновой кости и позолоты. Нередко все это украшается изящной утонченной резьбой и эмалевой росписью.

Достаточно легкими становятся не только стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, которые теперь снабжаются большими зеркалами. Ножки различных кушеток, диванов, столиков для цветов и игры в карты становятся более изящными, хотя, наряду с увеличивающейся прямолинейностью, акцент направлен на чуть изогнутые формы.

Искусство интерьера в основном зиждется на использовании каких-то отдельных деталей, например на росписи и формах посуды и украшений.

Фаянс здесь занимает главенствующее место. Это обусловливается прежде всего новыми разработками по изготовлению посуды.

В начале эпохи в моду входят предметы из светло-бежевого фаянса, имитирующего светлый агат. На таком фоне достаточно часто вырисовываются пейзажи, гербы знатных родов, просто цветы или простые натюрморты.

После этого в моду входит светло-синий с переливами фаянс, который наиболее подходил для стилизации под римскую культуру. Предметы из такого фаянса не требуют росписи или огромных украшений. В качестве этого зачастую используются небольшие переплетения в виде нитей или металлические полосы, которые только подчеркивают красоту материала.

Из других материалов популярными остаются богемское стекло, фарфор, полудрагоценные камни, из которых делаются вазы, имитирующие греческие амфоры или стеклянные сосуды в ажурных чехлах.

Достаточно часто встречаются и предметы современного быта, которые просто стилизуются под старую эпоху.