Сообщение

Ремонт и планировка квартиры (часть 8) - Стиль рококо

Содержание материала

Стиль рококо

Достаточно стремительное развитие интерьерного искусства в XVIII в. обусловило частую смену стилей внутренней отделки домов. Одновременное сосуществование сразу трех направлений повлияло на развитие стиля рококо. Это было логическое завершение барокко и начало классицизма.

Характерной особенностью этого стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта.

Помещения не всегда выдерживаются в одной цветовой гамме и обустраиваются с учетом наклонностей хозяина и его рода занятий.

Порой возникает некоторое противоречие в интерьере целого дома, но именно смена декораций позволяет настроиться на работу, на отдых и на развлечения.

Но основные моменты все же остаются одними и теми же. Да и их сочетание должно воплотить и легкую фантазию, и кокетство, и каприз.

Внутри дом всегда украшается настенной живописью, достаточно часто встречается и роспись потолков, продолжающая сюжетную линию стен.

Конусообразный или овальный свод отделяется стукковым орнаментом, однако более легким, чем в барокко.

Да и сама комната строится в форме вытянутого овала или круга, углы могут присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречается достаточно редко.

Стены помещений украшаются не фресками, а шпалерными развесками – коврами с расшитыми диковинными узорами по шелку или атласу. Такая вышивка в то время либо делалась на заказ под определенные размеры, либо покупалась уже готовая, но при этом приходилось ее обрезать под имеющиеся рамки.

Только в стиле рококо используются настенные консоли, которые делаются из стукко или фарфора. Эти два материала позволяют вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимает нужную форму и схватывается.

В качестве основных орнаментов используются восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев.

Перенасыщенность декоративной отделки становится своеобразным свидетельством уходящей эпохи барокко. Но проявление новых черт говорит уже о свежем веянии в искусстве интерьера.

Менее броской, менее тяжелой и более спокойной становится цветовая гамма комнат, да и все убранство теперь строится на основе музыкальной утонченности. Особой популярностью пользуются светлые тона, приглушенные и забеленные краски, полутона.

Округлость форм присутствует не только в устройстве комнат, но и во всем, что заполняет их пространство. Множество зеркал, встроенных в стену, развешанных над каминами или над столиками, обрамляются легкими овальными рамами из стукко или фарфора.

Для этого периода характерно увлечение зеркалами и портретами. Изображения дорогих сердцу людей помещаются не только на стены, ими украшаются кулоны и табакерки, которые специально подбираются под каждый наряд.

Пышное убранство комнат не требует больших затрат на меблировку. В многочисленных залах и кабинетах значительное внимание уделяется стульям, креслам, диванам и маленьким столикам, на которых подаются угощения или ведется игра в карты.

Мебель всегда «знает свое место» в интерьере и полностью ему подчинена. Для рококо характерной становится округленная, изысканная и в изобилии украшенная мебель. Здесь присутствует целая смесь характерных для других стилей черт: богатая рокайная резьба барокко и раскраска пастельными тонами отдельных деталей мебели, простота конструкций Средневековья, отделка ножек в виде лап животных и золотая отделка в духе римского стиля.

Углы комнат несколько скрадываются за счет угловых комодов и шкафчиков для посуды и книг. Наряду с драгоценными породами древесины в строительстве мебели используется и слоновая кость, и моржовые пластины.

Нередко залы и кабинеты украшаются каминами, которые располагаются по середине большой стены. Печи же строятся в каждой комнате и занимают один из углов. И те и другие всегда загораживаются специальными экранами криволинейных форм с использованием позолоченных основ-рамок и тканей с мелким пастельным рисунком.

В отделке полов присутствуют и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонируют с остальным витиеватым убранством комнат.

Для освещения комнат на стенах устанавливаются множественные канделябры для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. В большинстве случаев, чтобы усилить освещение комнаты, светильники размещаются либо напротив зеркал, либо рядом с ними. Светильники изготавливаются из фарфора, стукко, металлов или фаянса, которые после отделки становятся блестящими и сами отражают колеблющееся пламя свеч.

Посуда, которая не только используется для сервировки стола, но и для украшения интерьера комнаты, тоже становится тонкой и изящной. Для этого чаще всего используется фарфор, который в это время начинает производиться в России. Да и стекло здесь немного облагораживается. Не только вазы, бокалы, фужеры, но и статуэтки, сюжетные миниатюры, которые устанавливаются на консольные столы, украшают интерьер. Структура стекла позволяет не только играть бликами свечного пламени, но и заставляет статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывающего ее пламени.

На посуде, как и на стенах, вырисовывается все тот же мотив, который отображает картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко. При этом расписываемая поверхность делается матовой и пастельной, чтобы на ней более эффектно выделялся красно-коричневый или золотой рисунок.

Это время принесло и новый способ золочения стеклянной посуды. Для этого специально делаются фужеры и бокалы с двойными стенками, в промежуток между ними устанавливается золотая или серебряная с позолотой пластина с заранее выгравированным рисунком или орнаментом. В качестве орнамента достаточно часто используются различные переплетения ветвей лаврового дерева, пальмовых ветвей, сказочные витиевато загнутые листья диковинных растений.

Более чем в другие времена здесь ценится хрусталь, но предпочтение отдается только поташному, славившемуся особой прозрачностью. Кроме того, эта разновидность хрусталя отличается большой прочностью и плотностью, которая позволяет делать даже самую тонкую глубокую гравировку. Из серебряной посуды остаются только дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью. Иногда из металла делаются и табакерки, их поверхность после чеканки расписывается эмалевыми красками.

Для того чтобы стилизовать интерьер малогабаритной квартиры и хоть как-то создать в ней атмосферу того давнего времени, можно воспользоваться несколькими деталями. Если полностью передать интерьер рококо, он может не вписаться в небольшую площадь вашей квартиры. Так, например, для кухни вы можете купить обычные чайник и кофейник белого металла с рифленой поверхностью, а также чайный фарфоровый сервиз со сложным цветочным орнаментом и обязательно с позолотой.

Цветочные скатерти, занавески, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше всего выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.

Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон занавеси, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы (от больших напольных до миниатюрных) с вылепленными цветами или нарисованной сюжетной композицией на тему загородных развлечений.

Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски.

Особая изощренность потребуется для стилизации спальни. Здесь преимущественно будет использоваться мебель белых и светлых тонов, а для кровати дополнительно установите балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет струиться волна полупрозрачного шелка. Светлое стеганое атласное покрывало, свисающее с полога большой кровати, будет только дополнять весь интерьер.