Сообщение

Отделочные работы - отделка потолков

Содержание материала

2. Отделка потолков

Считается, что на потолки обращают гораздо меньше внимания, чем на стены или полы. Однако это не так: от того, насколько качественно и красиво выполнена отделочная работа, во многом зависит вид помещения. В данной главе рассказывается о современных видах потолков – таких, как подвесные или натяжные, а также об оштукатуренных и оклеенных обоями потолках.

Оштукатуренные потолки

Оштукатуренные потолки все еще остаются самым популярным и недорогим видом отделки. Пара дней работы, побелка – и потолок в квартире поражает новизной. При желании в таком покрытии можно установить даже современные точечные или модульные светильники, убрав надоевшую люстру. Кроме того, можно периодически менять цвет потолка.

Единственным недостатком оштукатуренного потолка является то, что если затопят соседи с верхнего этажа, потолок покроется желтыми пятнами и потребует ремонта.

Инструменты

Для заделки щелей и неровностей, а также устранения других дефектов, обнаруженных на предназначенной для окрашивания поверхности, требуется шпатель, представляющий собой тонкую металлическую, деревянную или резиновую пластину (подложку) с рукояткой из дерева или пластика.

Шпатлевание – процесс, который требует некоторых навыков. В первую очередь необходимо научиться набирать на подложку шпателя требуемое количество шпатлевочного материала. Стоит набрать чуть больше – и лишняя шпатлевка остается на поверхности в виде жирных наплывов, поэтому опытные мастера всегда берут на лопасть своего шпателя точно рассчитанное ее количество.

Первую нижнюю полосу шпатлевки наносят ровным слоем, а верхний остаток с наплывом материала удаляют впоследствии повторным движением. Толщина шпатлевочного слоя зависит от угла наклона инструмента относительно стены: чем меньше наклон, тем более тонко наносится материал.

Сглаживание обработанной поверхности производят обратной стороной шпателя. Сам инструмент прикладывают укороченной стороной к стене под углом 10–15°, после чего движением, противоположным тому, которым наносилась шпатлевка, производят сглаживание обработанной поверхности.

Под клеевые краски шпатлевку также готовят с применением клея. При этом строго нормируют его концентрацию в составе (не более 5 %).


Для работы лучше всего иметь комплект шпателей: одним шпатлевку наносят на стену, другим – полутерком  – производят разглаживание ее по поверхности.

Гораздо удобнее наносить шпатлевку на стену с помощью пистолета-пульверизатора, благодаря которому процесс будет не таким трудоемким. Однако и в этом случае шпатель все равно потребуется.

Очень часто для получения более гладкой поверхности шпатлевку накладывают несколькими слоями. Последовательность действий при этом такова: сначала накладывают первый слой, затем дают составу просохнуть, поверхность грунтуют и только после этого накладывают второй слой. Таким образом, каждый слой шпатлевки лучше всего накладывать через промежуточные грунтовочные слои.

Когда применяют жидкий состав шпатлевки, ее наносят кистью, затем этой же кистью производят выравнивание. После того как поверхностный слой шпатлевки немного просохнет, с помощью обернутого шкуркой деревянного бруска поверхность шлифуют. Первоначальную шлифовку лучше всего проводить крупнозернистой шкуркой, а окончательную – наждачной шкуркой средней зернистости.

Еще одно важное замечание. Не следует сразу после шпатлевания наносить краску на стену. Ей дают просохнуть, иначе при нанесении краски шпатлевочный слой, вобрав в себя влагу, может разомкнуться.

Для окрашивания потолков удобно применять малярные валики. Если работать кистью, то процесс окрашивания будет слишком утомителен и займет гораздо больше времени. С помощью валика можно добиться хорошего качества работы даже на плохо подготовленных поверхностях. Если потолки высокие, лучше всего пользоваться валиком с длинной ручкой, который незаменим именно при окраске потолков и пола в труднодоступных местах.

Главным условием применения валика является то, что окрашиваемая поверхность должна быть ровной и достаточно широкой для этого инструмента. Валики промышленного производства выпускают с рабочей шириной катка от 10 до 30 см.

Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку желательно применять подкрашенную, то есть такого же цвета, как и краска. Труднодоступные для валика участки (места сопряжения стен и потолка) подкрашивают кистью.

Срок службы валиков весьма большой. Валиком из высококачественного меха можно окрасить более 3 км различных поверхностей.

Валик состоит из вращающегося цилиндрического ролика, который обмотан специальным материалом. Ролик вращается по оси, закрепленной на деревянной рукоятке. В комплект к валику входит несколько запасных покрытий, которые применяют в зависимости от вида выполняемых работ и требований к ним.

В качестве материала для покрытия ролика традиционно применяют коротковорсную шерстяную ткань, но иногда встречаются валики с губкой из полимерных материалов или с покрытием из натурального или искусственного меха. Эти материалы способны гораздо лучше удерживать краску.

Материал с коротким ворсом держит краску не так хорошо. Его приходится часто смачивать в краске, однако он позволяет наносить более ровные и гладкие слои краски, нежели валик с длинным ворсом.


В зависимости от назначения различают следующие основные типы валиков:

– валик с пенопластовым покрытием (ВП). Используется для окрашивания водными составами;

– валик меховой универсальный (ВМУ). Применяется главным образом для нанесения лакокрасочных составов в углах окрашиваемых поверхностей. Меховым покрытием обтягивают не только ролик, но и его торцовую сторону;

– валик с покрытием из меха (ВМ). Предназначен для нанесения лаков и красок;

– филеночный валик.

Кроме всех перечисленных типов, выпускается много других разновидностей малярных валиков. Например, филенчатые валики для вытягивания филенок, декоративные накатные валики с коротким синтетическим ворсом, рельефными рисунками или узорами для художественного оформления окрашиваемых поверхностей.

В комплект поставки валика может входить ванночка с отжимной решеткой. Благодаря использованию этой ванночки значительно сокращается расход краски.

Перед тем как приступить к работе, валик аккуратно смачивают в краске и отжимают, несколько раз с нажимом проводя им по решетке ванночки, до тех пор пока с катка валика не перестанет стекать краска. После этого инструмент приставляют к окрашиваемой поверхности и проводят им полосу краски по одному и тому же месту, но в противоположных направлениях. По мере расхода краски в рабочем покрытии валика давление на него и интенсивность прокатки увеличивают.

Стандартный способ окраски валиком предусматривает многократное его прокатывание по окрашиваемой поверхности так, чтобы при этом каждый предыдущий ее участок перекрывался катком примерно на 3–5 см. По окончании работы валик обрабатывают так же, как малярные кисти. Очистку его начинают с удаления остатков краски из покрытия катка растворителем (бензином или ацетоном), после чего валик промывают в мыльной воде, сушат и хранят в сухом прохладном месте.

Маховые кисти выпускают в основном больших размеров – диаметром 60 и 65 мм, с длиной волоса 100 мм. У хорошей кисти при сгибании волос сразу выпрямляется, не оставляя видимой кривизны.

Кисти в виде пучка волос, которые требуют специальной вязки, называются весовыми, кисти в патроне с ручкой – штучными. Весовые кисти после подвязки крепким шпагатом насаживают на длинную ручку-штырек.

Любую кисть подвязывают, потому что длинный волос плохо растушевывает краску и создает много потеков. Поэтому маляры-профессионалы считают, что для клеевой окраски неподвязанный волос должен быть длиной 7–9 см.

Побелочные кисти имеют ширину 200 мм, толщину – 45–60 мм, длину волоса – 100 мм. Эта кисть в 2,5 раза производительнее маховой и позволяет получить более чистое окрашивание.

Макловицы иногда применяют вместо побелочной кисти, изготовляют из полухребтовой щетины с 50 % конского волоса. По форме они бывают круглыми (диаметром 120 и 170 мм, длиной щетины 94–100 мм) или прямоугольными. Ручку макловиц крепят в середине колодки или делают съемной на винтах.

Работу макловицей выполняют со стремянки или с пола. Макловицы и побелочные кисти рекомендуется применять при клеевых и казеиновых окрасках. Обычная окраска, выполненная побелочными кистями или макловицами, не требует флейцевания.

Ручники имеют небольшой размер, их насаживают на короткую деревянную ручку. Изготовляют из чистой щетины, а также с добавкой конского волоса. Они бывают диаметром 26, 30, 35, 40, 45, 50 и 54 мм. Ручники подвязывают шпагатом, который по мере износа кисти перемещают, увеличивая длину волоса. Длина оставшегося волоса должна быть не более 30–40 мм.

Применяют ручники для окрашивания клеевой и масляной красками небольших поверхностей. Ручники из мягкой щетины, закрепленной в металлических кольцах, пригодны для любых работ. Если щетина закреплена с помощью клея, то кисти не следует применять для окрашивания клеевыми и известковыми составами.

Флейцы – плоские кисти шириной 25, 60, 62, 76 и 100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса, закрепляемого в металлической оправе, надетой на короткую деревянную ручку.

Применяют флейцы в основном для сглаживания свеженанесенной краски, то есть для уничтожения следов от маховой кисти или ручников. Флейцы можно применять и для окрашивания.

Филеночные кисти выпускают диаметром от 6 до 18 мм и изготовляют из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе-патроне.

Патроны крепят на деревянных ручках различной длины. Такие кисти предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, или для окраски таких мест, куда не проходит ручник.

Чтобы уменьшить износ волоса кисти, следует соблюдать следующие условия. Во время работы кисть периодически переварачивают в руке, что обеспечивает равномерный износ волоса или щетины по всей окружности кисти. Если этого не делать, она срабатывается (изнашивается) с одной или двух сторон.

Нажим на кисть должен быть такой силы, чтобы краска хорошо втиралась в поверхность, но волос истирался как можно меньше. Чем глаже поверхность, тем меньше изнашивается кисть.


Правильный уход за кистями в процессе работы повышает их долговечность.

Если делают кратковременный перерыв в работе масляными красками, кисти опускают в ведро с водой, керосином или скипидаром. Можно держать их в той же краске, которой выполняют окрашивание, или в олифе, но в подвешенном состоянии, так чтобы они не касались волосом дна посуды. Подвешивают кисти для того, чтобы они своей тяжестью не давили на волос. От давления он изгибается и в дальнейшем не расправляется, принимая малопригодную для работы форму. Для подвешивания в ручках кистей сверлят специальные отверстия, завязывают шпагат, подвешивая кисть на крючок или гвоздь.

Кисти с волосом в деревянных оправах не следует опускать в воду, потому что дерево набухает, клей размокает и волос из кисти вылезает.

После окончания работ кисти тщательно моют сначала в керосине, скипидаре или уайт-спирите, чтобы удалить масло и краску, а затем промывают в мыльной воде. Моют до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться. После этого кисти снова промывают чистой водой.

Особенно тщательно ухаживают за торцовками и флейцами. Их моют не только после каждого дня работы, но даже во время обеденного перерыва.

Клеевые краски легко смываются чистой водой, лучше теплой или горячей.

После мытья кисти отжимают, придают им форму факела и подвешивают волосом вниз. Если волос расходится, то его связывают марлей. После окраски клеевыми красками кисти моют каждый день.

Временно подвязанные кисти после работы масляными красками следует развязать и тщательно промыть. Если этого не сделать, краска засохнет под подвязкой и кисть станет непригодной для работы.

Сухой волос и жесткая щетина оставляют на поверхности грубые полосы, снижающие чистоту окраски. Поэтому кисти особенно тщательно готовят к работе. Новые кисти опускают примерно на 1 ч в воду – волос и щетина размягчаются, набухают, увеличиваются в объеме и не выпадают во время окраски.

Мягкие волос и щетина кладут краску ровнее и чище. Но даже подготовленные таким образом кисти могут оставлять полосы, образуемые отдельно выступающими волосками.

В этом случае кисти подравнивают, то есть работают ими 10–20 мин на грубой штукатурке, бетоне или кирпиче, предварительно смочив их в воде или краске. Выравнивать кисти путем обжигания не рекомендуется, так как при этом может сгореть наиболее ценная часть щетины – флажки.

По мере использования маховых кистей волос истирается и становится короче, работать становится неудобно. Тогда подвязанную часть кисти немного отпускают, то есть развязывают шпагат, освобождая волос на нужную длину. Шпагат не следует сильно ослаблять, чтобы не допустить выпадения волос.

Кисть опускают в окрасочный состав только неподвязанной частью волоса, излишки отжимают о края посуды. Кистью работают так, чтобы краска ложилась ровными, тонкими слоями. Если нажимать на кисть во время работы слабо, то краска ложится узкими полосами, часто толстым слоем. При сильном нажиме на кисть краска стекает, образуя потеки, но ложится тонким слоем. Поэтому надо сначала на кисть делать небольшой нажим, а по мере расходования краски нажим увеличивать.

Во время окрашивания кисть держат перпендикулярно или с небольшим наклоном к окрашиваемой поверхности. При окрашивании маховой кистью краску можно наносить как горизонтальными штрихами, так и вертикальными, хорошо их растушевывая.

Лучше всего работу вести следующим образом: окрашивая стены, краску наносят сперва горизонтальными штрихами, а затем вертикальными ее дополнительно растушевывают. В этом случае лучше всего работать вдвоем: один наносит краску горизонтальными штрихами, второй идет за ним и тут же растушевывает ее вертикальными.

Краску, нанесенную кистями, можно выравнивать, как бы припудривая тонким слоем краски с помощью краскопульта или пульверизатора пылесоса. Перед тем как приступить к работе, ручники подвязывают, оставив длину волоса примерно на 4–5 см, затем хорошо перемешивают краску веселкой или палкой.

Краску набирают небольшими порциями, погружая в нее кисть на 1–2 см. Избыток краски отжимают о мешалку или край посуды.

Краску наносят широкими ровными мазками. Сначала растушевку ведут в одном, затем в другом направлении. Принятый порядок растушевки соблюдают до окончания окраски одного помещения.

Во время работы краску тщательно растушевывают кистью, штрихи наносят как можно тоньше, чем добиваются втирания ее в поры поверхности и лучшего сцепления с грунтом.

Качественно окрашенную поверхность можно получить только в том случае, если окраску производят не менее 2–3 раз. При этом следует знать, что первый слой растушевывают в том же направлении, что и последний.


Материалы для оштукатуривания потолков

Шпатлевка масляно-эмульсионная для внутренних работ

– олифа натуральная – 0,5 л;

– клей костный (10 %-ный) – 2 л;

– растворитель – 0,4 л;

– мел молотый – до требуемой консистенции.

Вначале готовят раствор клея, в который при быстром перемешивании постепенно подливают олифу. В полученную эмульсию вводят растворитель и добавляют мел до нужной густоты.

Если приходится использовать олифу «Оксоль», то ее количество увеличивают до 0,8 кг. Растворитель в данном случае не вводят.

Шпатлевка клеевая под водно-меловые составы

– клей костный плиточный – 2,5 кг;

– олифа натуральная уплотненная – 3 кг;

– мел молотый – 2 кг;

– вода – 7–10 л.

Набухший в воде клей разогревают до его полного растворения. В раствор клея вливают олифу и перемешивают состав. Полученную эмульсию разводят холодной водой и добавляют необходимое количество мела.

Шпатлевка на грунтовочном составе

– грунтовка купоросная, квасцовая или глиноземная – 10 л;

– клей животный – 1 л;

– мел молотый – до рабочей густоты.

В грунтовку вводят клеевой раствор, состав тщательно перемешивают и добавляют мел до необходимой густоты шпатлевки.


Синтетическая шпатлевка

– клей КМЦ – 1 л;

– латекс – 500 г;

– асидол – 200 г;

– мыло (10 %-ный раствор) – 200 г;

– мел – 250 г.

Водные растворы клея КМЦ и мыла смешивают, после чего поочередно вводят латекс и асидол, затем добавляют мел.

Все краски, олифы, эмали и лаки, которые используют в отделочных работах, называют ограниченно-атмосферостойкими материалами.

На каждом этапе отделки применяют определенные материалы. Условно их можно разделить на две большие категории:

– материалы для подготовительных работ;

– материалы для окраски.

Каждая из этих групп отделочных материалов делится на конкретные типы и марки.

Составы для подготовки поверхностей:

– клеевые составы (пропитки);

– олифы;

– грунтовки;

– шпатлевки.

Покрывные (окрасочные) материалы:

– побелочные составы;

– краски;

– эмали;

– лаки;

– морилки.

Подробнее об этих материалах рассказано в главе 1.

Перед тем как приступить к окраске, проводят некоторые подготовительные работы, благодаря которым значительно улучшаются адгезионные качества подготовленных поверхностей, их способность удерживать на себе красочный слой. В ряде случаев полезно нанести на поверхность тонкий слой лакокрасочного материала.

В зависимости от типов связующего компонента существует несколько основных видов подобных материалов:

– для покрытия олифой при проведении внутренних работ;

– для увлажнения пористых поверхностей, обладающих высокой способностью впитывать влагу;

– для внутренних декоративных работ;

– для окраски поверхностей с экстремальными температурными или влажностными режимами;

– для разведения густотертых красок.

Кроме того, промышленностью выпускаются специальные составы для удаления незначительных дефектов покрытий – таких, как небольшие разрушения или микротрещины. Данная продукция предназначена исключительно для реставрационных целей.

Следует знать, что практически каждая компания по производству лакокрасочных материалов выпускает специальные краски для потолков, условно разделяющиеся на 3 группы:

– клеевая побелка, неустойчивая к воздействию воды;

– водоустойчивая краска;

– краска, устойчивая к мытью щетками.

В современные окрасочные составы довольно часто вводят всевозможные компоненты: биоциды, препятствующие появлению грибка, загустители и пр.

Неплохие краски выпускает и росийская промышленность, но гарантия качества наших красок составляет примерно 4–5 лет, в то время как импортных – около 10 лет. Однако твердой гарантии на свою продукцию не дает ни одна фирма.

Для отделочных работ используют клеевые, водно-дисперсионные и известковые краски (см. главу 1, «Краски»).

Приготовить известковое тесто можно самостоятельно. Для 10 кг известкового теста требуется:

– известь-кипелка – 1,5 кг;

– поваренная соль – 0,1 кг;

– комбинированная олифа – 0,1 кг.

В ведро с отмеренным количеством извести вливают 8,5 л воды, тщательно перемешивают, затем добавляют соль или олифу. Соль вводят в смесь отдельно, в виде заранее приготовленного солевого раствора. В том случае, если нужно придать этому раствору белизну, добавляют небольшое количество синьки и перемешивают. После перемешивания известковый состав процеживают.


Одной из разновидностей известковых покрытий являются составы на клеевой основе. Чтобы приготовить какой-либо из них, разводят в воде мел до пастообразной консистенции и оставляют раствор на сутки отстаиваться. После этого перемешивают и проверяют густоту состава одним из следующих способов.

Способ первый. В ведро с раствором окунают палку. В том случае, если раствор стекает с нее вязкой непрерывной струей, состав готов к использованию.

Способ второй. На вертикально установленное стекло наносят каплю приготовленной краски. Если она имеет нужную консистенцию, то длина следа стекающей по стеклу капли составит не более 3 см.

Для точного определения вязкости применяют несложный прибор – вискозиметр. Это сосуд емкостью 100 мл, с длинным и узким носиком диаметром 4 мм, сквозь который вытекает испытываемая на вязкость краска.

При желании можно получить цветные известковые растворы. Для этого в состав побелки вносят заранее приготовленные красители. Пигменты, вносимые в смесь, разводят до молокообразной консистенции и процеживают.

Следует помнить, что пигментированная побелка по мере высыхания светлеет, а значит, при подборе цвета стоит сделать пробную окраску. Для этого растворенную краску наносят на поверхность стекла тонким слоем и дают ему подсохнуть.

Не рекомендуется смешивать всю краску сразу. Чтобы со временем потолок не осыпался и не отмеливался, в известковый раствор добавляют 10 %-ный костный клей. По мере вливания клея тщательно проверяют степень фиксации побелки. Делается это нанесением мазков раствора на стекло.

Для потолков промышленностью выпускаются полуфабрикаты побелок и красок на клеевой основе. Инструкции по применению каждой из них можно найти на упаковке.


Дефекты штукатурного слоя

Жирные пятна на окрашенной поверхности вызваны, как правило, тем, что штукатурка была загрязнена минеральными или животными маслами. Удалить эти пятна с поверхности невозможно, поэтому участок перекрашивают.

Желтые ржавые пятна появляются в случаях просачивания смолистых веществ. Единственным выходом из такой ситуации является размывание всего участка и обработка места загрязнения 3 %-ным раствором соляной кислоты. При больших размерах смолистого пятна на штукатурке его покрывают спиртовым или канифольным лаком.

Появление вздутых мест на поверхности штукатурки почти всегда вызвано наличием в растворе мелких частиц не до конца загасившейся извести. Чтобы исправить подобный дефект, отбивают и зачищают поврежденные места, после чего заделывают их раствором заподлицо с поверхностью штукатурки.

Слабая прочность штукатурного слоя является следствием малого количества или низкого качества вяжущего вещества, но может быть также результатом загрязненности песка. Чтобы устранить дефект, отбивают и вновь оштукатуривают участок качественным раствором.

Трещины появляются на поверхности из-за применения слишком жирных или плохо перемешанных растворов. Привести к преждевременному растрескиванию может и слишком быстрое высыхание штукатурки под действием сильных сквозняков или высокой температуры. Исправить этот вид дефекта невозможно, желательно его предупредить. Для этого толщина каждого слоя грунта не должна превышать 7 мм при использовании известковых либо известково-гипсовых растворов и 5 мм при применении цементных растворов.

Также привести к растрескиванию поверхности может и отсутствие специальной металлической сетки или плетения из проволоки по гвоздям. Для устранения дефекта полосы металлической сетки прибивают в местах сопряжений деревянных частей с кирпичными, бетонными либо гипсовыми компонентами. Штукатурку отбивают, после чего эти места расчищают и выполняют оплетку проволокой по гвоздям, затем вновь оштукатуривают.

Оштукатуренные поверхности зачищают. Зачистка – это удаление выступающих мелких частиц со штукатурки и сглаживание небольших бугров и прочих дефектов. Важным условием проведения сглаживания является влажность поверхности – потолок должен быть хорошо высушенным.

Сглаживание проводят круговыми движениями с легким нажимом на обрабатываемую поверхность.


Подготовка материалов

Густотертые краски и некоторые краски, готовые к применению, в ряде случаев необходимо предварительно подготовить.

В состав густотертых красок входят пигменты, наполнители, олифа и сиккатив. Такие краски представляют собой густую, достаточно плотной консистенции массу и способны сохранять свои рабочие свойства очень долгое время. В зависимости от требований к выполняемым работам густотертые краски в различных соотношениях разводят олифой. При разведении их рассчитанное количество олифы вводят в состав постепенно, иначе будет затруднен процесс перемешивания краски до рабочей консистенции. После того как краска будет готова, в нее вводят 2–4 % сиккатива.

Готовые к применению краски и эмали разводить чаще всего не нужно. Но при длительном хранении многие из них начинают расслаиваться: пигменты и наполнители образуют на дне банки плотный осадок, а сверху появляется сухая пленка. В этом случае пленку удаляют. Для этого с помощью ножа ее аккуратно подрезают по всему периметру банки и вынимают вместе с образовавшимся под ней желеобразным слоем краски. Далее растворяют осадок, образовавшийся на дне, и перемешивают его. Сделать это будет легче, если чистую краску предварительно перелить в другую банку. Перемешивание проводят любыми подручными средствами: деревянной или металлической палкой, отверткой, стамеской и даже ложкой. После того как осадок полностью растворится в остатке краски, в 2–3 приема вливают остальное ее количество.

Процесс высыхания краски фактически можно назвать пленкообразованием, ведь именно за счет формирования пленки краска превращается в однородное и относительно стойкое покрытие. Краски различных марок образуют после высыхания разнообразные по твердости и упругости покрытия. Одни краски снимаются с поверхности подобно резиновым пленкам, а другие просто осыпаются.


Подготовка поверхности

Для того чтобы работа с кистью и краской была результативной, потребуется владение определенными навыками. Перед тем как взять в руки кисть или краскораспылитель, производят подготовку поверхности.

Перечень работ включает в себя:

– предварительную очистку;

– восстановление рельефа поверхности;

– шпатлевку;

– шлифовку;

– грунтовку.

Очистку поверхности производят с помощью лещади – терки из бетона или кирпича, которая легко снимает старую штукатурку. Ею весьма удобно работать, но этот инструмент имеет один существенный недостаток – быстро забиваются поры и рабочая поверхность приходит в негодность. Лещадь просто изготовить из любого кирпича. Во многих других случаях для обработки потолков применяют наждачную шкурку или пемзу, которая более предпочтительна из-за своей высокой износостойкости.

Обязательно следует размыть старое покрытие – побелку – водой с мылом, раствором аммиака или 3 %-ным раствором соды, после чего промыть потолок чистой водой.

Старую водоэмульсионную краску счищают следующим способом: через мокрую ткань проглаживают горячим утюгом покрытые краской участки. Счистить краску можно и по старинке: размешать до образования пасты асбестовую пыль, каустическую соду или просеянный мел. Эту пасту намазывают на потолок и через 30 мин счищают шпателем вместе с краской.

В новых домах потолок представляет собой бетонную поверхность, которую перед покраской нужно обязательно шпатлевать и грунтовать. Перед тем как приступать к покраске, необходимо соблюдать несколько правил:

– для того чтобы качественно окрасить поверхность, ее зачищают и грунтуют. Стойкость будущего красочного слоя во многом зависит от грунтовки и состояния окрашиваемой поверхности;

– оштукатуренные поверхности грунтуют с особой тщательностью, так как слой штукатурки обладает сильной втягивающей способностью.

Перед началом грунтования свежей штукатурке дают окончательно просохнуть в течение примерно 2 нед. Для того чтобы определить, готова ли поверхность к окрашиванию, лучше всего воспользоваться фенолфталеиновой пробой: нанести на поверхность несколько капель индикатора фенолфталеина и проследить за его цветом – появление розового свидетельствует о том, что штукатурка еще не готова к нанесению грунтовки;

– грунтуют только однородную матовую поверхность. Для этого наносят ровный слой шпатлевки, затем шлифуют двумя видами шкурок: грубой и тонкой;

– если поверхность ранее была уже окрашена и слой краски продолжает оставаться ровным и твердым, то его не снимают, а грунтовку наносят прямо на него;

– нельзя применять для ускорения высыхания красочного слоя обогреватели, краска должна сохнуть в естественных условиях при комнатной температуре. Нагревание приведет к тому, что красочное покрытие сморщится или вздуется пузырями, так как высыхание его будет происходить неравномерно;

– просохшим считается только тот красочный слой, на котором не остается следа от сильного надавливания пальцем.


Перед началом окраски прежде всего тщательно готовят поверхность. Для заполнения трещин, раковин или других неровностей используют различные виды шпатлевок.

Сначала оштукатуренные поверхности очищают от пыли и грязи. Эту операцию выполняют щетками и влажной ветошью. В результате чрезмерного старания можно размыть и саму штукатурку. Нередко на таких поверхностях образуются и потом выступают ржавые, масляные либо смолистые пятна, возникшие по причине некачественной обработки древесины, а точнее неудаления засмолов.

В первом случае поступают так: ржавые места на потолке покрывают известковым составом на молоке или закрашивают пораженный участок белилами, а затем грунтуют и штукатурят. Во втором случае места штукатурки, где выступила смола, заклеивают тонкими листами фольги, после чего эти места шпатлюют. Трещины на оштукатуренной поверхности заделывают замазкой, перед нанесением которой требуется предварительно провести расшивку – расширение незначительных трещин ножом для того, чтобы в них было удобнее вносить замазку. Требуемая глубина расшивки щелей – 2 мм.

Ранее окрашенные поверхности в каждом конкретном случае имеют свои особенности.

Если поверхность прежде была покрыта мелом, его обязательно удаляют, поскольку на меловую поверхность краска не ляжет. Мел удаляют с помощью скребка. Когда основная часть мелового покрытия будет снята, завершают очистку ветошью, смоченной в теплой мыльной воде, после чего поверхность высушивают.

Удаление набела (потрескавшегося и легко отстающего слоя старой краски) производят с помощью щетки, шкурки и скребка, а остатки растворяют химическими препаратами – соляной кислотой или раствором аммиака. В этих случаях работу ведут в резиновых перчатках и с соблюдением всех мер безопасности, а по окончании ее тщательно промывают поверхность водой.

В качестве средства для полной очистки поверхности от прочно держащегося слоя краски рекомендуется использовать составы промышленного производства, например средство БЭМ-2.

В домашних условиях можно приготовить неплохие по качеству очищающие пасты, рецепты которых приводятся ниже.

Рецепт 1

2 части нашатырного спирта смешивают с 1 частью скипидара. К полученному составу добавляют мел до достижения необходимой вязкости.

Рецепт 2

Гашеную известь в количестве 3 частей смешивают с 1 частью кальцинированной соды и 5 частями воды. Очищенную от старого красочного покрытия поверхность с помощью щелочных растворов требуется нейтрализовать раствором кислоты (уксусной или соляной), а после этого промыть водой.

Обработку поверхностей можно условно разделить на подготовку под водные и неводные окраски. Поверхности, которые подлежат окраске, должны отвечать следующим требованиям:

– оштукатуренные поверхности обязательно следует просушить (приблизительная влажность – не более 8 %, что можно определить с помощью фенолфталеиновой пробы);

– на оштукатуренных площадях не должно быть вздутий и трещин, щелей в местах соединения поверхностей.

Довольно часто потолок требует выравнивания. Для частичного выравнивания поверхности потребуется шпатель шириной 60 см и готовые смеси на гипсовой или цементной основе.


Для окончательного выравнивания потолков в сухих помещениях применяют шпатлевку «Форвард КР+». Использование данной шпатлевки удобно тем, что после нее не требуется побелка или покраска.

Эта шпатлевка представляет собой белый порошок, состоящий из фракционированного белого минерального наполнителя и высококачественных полимерных добавок. При смешивании с водой порошок образует легко обрабатываемую растворную смесь. Правильно приготовленный раствор не стекает с потолка, легко отстает от металлического шпателя и после высыхания становится довольно прочным. Данную шпатлевку используют на окрашенных или оклеенных обоями поверхностях.

Приготовление раствора: порошок добавляют в воду, перемешивают в течение 2 мин до получения однородной массы. Дают постоять приготовленной смеси в течение 10 мин, после чего перемешивают. Готовый раствор следует использовать в течение 24 ч.

С помощью стального шпателя или стальной линейки наносят шпатлевку на поверхность потолка. Шпатель рекомендуется применять при частичном выравнивании, линейку – при полном. Мазки наносят перпендикулярно друг к другу. Удалив излишки шпатлевки со шпателя, используют их снова.

Довольно часто выравнивание потолка проводят в несколько слоев. В этом случае перед нанесением очередного слоя нужно убедиться в том, что предыдущий высох. Время высыхания в основном зависит от толщины слоя и температуры воздуха: при 10 °C высыхание происходит за 2 дня, при 20 °C – за 1 день.

Подготовка поверхностей под окрашивание водорастворимыми красками включает в себя следующие операции:

– очистка;

– расшивка трещин;

– частичная подмазка;

– шлифование подмазанных мест;

– первая сплошная шпатлевка;

– первая грунтовка;

– грунтовка с подцветкой.

Потолок промывают водой до полного удаления старой побелки, удобнее всего использовать для этого маховую кисть. Отслоившуюся краску соскребают с помощью скребков или металлических шпателей, удаляют пыль пылесосом. Мелкие трещины следует расшить шпателем, заполнить штукатуркой и отшлифовать.

Поверхности, которые необходимо выровнять шпатлевкой, сначала грунтуют для того, чтобы связующий компонент не ушел в толщу основания и слой шпатлевки не потерял своей прочности.


Оштукатуривание потолка

Штукатурный слой состоит из трех отдельно наносимых слоев: обрызга, грунта и накрывки.

Обрызг – первый слой штукатурного намета. Имеет толщину от 3 до 5 мм. Раствор для ручного нанесения набрызга должен иметь среднюю консистенцию.

Грунт – второй слой штукатурного намета, образующий основную толщину штукатурки. Раствор тестообразный. Его наносят вручную слоем толщиной 70–80 мм при условии, что в его состав будет входить гипс, и слоем в 90–120 мм, если гипс в нем отсутствует.

Накрывка – третий слой штукатурного намета толщиной примерно 2 мм, консистенция его сметанообразная.

Каждый из последующих слоев должен наноситься только тогда, когда окончательно просохнет предыдущий. Известково-гипсовые растворы схватываются обычно через 7–15 мин, цементные – через 2–6 ч, а известковые следует считать схватившимися только тогда, когда они побелеют.

Перед оштукатуриванием поверхности ее обильно смачивают водой. Как только вода впитается, сплошным слоем наносят обрызг. Грунт наносят или намазывают, тщательно его разравнивая, при необходимости в несколько слоев. После высыхания грунта настает очередь накрывки, которую затирают круговыми движениями.


Шпатлевание потолка

Приступая к шпатлеванию, шпатлевку накладывают в широкую плоскую емкость (например, в противень) и закрывают ее мокрой тканью или полиэтиленовой пленкой в целях предохранения от высыхания. Шпатель берут в правую руку, набирают на него немного шпатлевки и намазывают нетолстыми мазками на поверхность. Затем нажимают на лезвие шпателя левой рукой и разравнивают нанесенную шпатлевку вертикальными или горизонтальными движениями, держа шпатель под некоторым углом к поверхности. Разравнивают шпатлевку до очень тонкого слоя. В зависимости от качества поверхности шпатлюют 1–2 раза. Перед каждым наложением нового слоя предыдущий зачищают шлифовальной шкуркой и выравнивают. Повторная шпатлевка может быть нанесена прямо на ранее выполненную, или же ее предварительно огрунтовывают и просушивают. Шпатлевание по грунтовке значительно легче, так как шпатлевка ложится более тонким слоем. Если выполнять шпатлевание без грунтовки по высохшей шпатлевке, то она впитает влагу из свежей порции и сделает ее гуще.

Ошпатлеванную поверхность шлифуют пемзой или шкуркой. Шлифовальную шкурку складывают в несколько слоев и трут ею в разных направлениях. На зачищенной поверхности не должно быть шероховатостей, царапин и других дефектов. Зачищают и шлифуют шпатлеванные поверхности в сухом и мокром виде. Сухую шлифовку применяют для клеевых красок, клеевые шпатлевки растирают при мокрой шлифовке.

Мокрую шлифовку применяют только по полумасляным, масляным или лаковым шпатлевкам. При мокрой шлифовке поверхность получается чище, чем при сухой.


Грунтовка потолка

Огрунтовывание поверхности производят 2 раза: перед шпатлеванием и перед началом окрашивания. По составу грунтовки являются суспензиями, в состав которых входят красящий пигмент и пленкообразователь; после высыхания грунтовки превращаются в плотную непрозрачную структуру с определенными физико-химическими свойствами. Главной целью грунтования является усиление способности потолка связывать влагу. Даже будучи равномерно оштукатуренным, потолок из-за разницы в толщине штукатурного слоя неодинаково связывает влагу в различных местах. Отсутствие огрунтовочного слоя приведет к тому, что при нанесении краски потолок будет вбирать в себя влагу, что вызовет пересыхание краски и ухудшение ее способности к полноценной адгезии. Иными словами, краска не сможет долго удерживаться и начнет осыпаться.

Большинство грунтовочных составов созданы для красок определенного типа. Существуют также и универсальные грунтовки, которые подходят для всех без исключения красок.

Универсальная грунтовка на известковом тесте

– тесто известковое жирное – 2,5 кг;

– поваренная соль – 100 г;

– вода – 10 л.

Известковое тесто размешивают в 5 л холодной воды. Соль или алюминиево-калиевые квасцы (200 г) размешивают отдельно в 2 л воды, после чего осторожно вливают тонкой струей в готовое известковое тесто. Полученный состав тщательно перемешивают и добавляют в него до 10 л воды.

Грунтовку следует обязательно процедить сквозь сито с ячейками 1 х 1 мм.

Мыльная грунтовка на извести-кипелке

– тесто известковое жирное – от 1 до 2 кг;

– мыло хозяйственное – 200 г;

– олифа – 100 г.

Нарезанное стружками хозяйственное мыло растворяют в 3 л кипятка. Тонкой струйкой добавляют указанное количество олифы и перемешивают до получения однородного состава. Известь гасят в 5 л воды, постепенно вливая в нее мыльно-масляную жидкость, затем разбавляют полученный состав водой до объема 10 л и хорошо процеживают. Количество мыла и олифы при необходимости можно увеличить до 400 г.

Грунтовка на извести-кипелке идеально подходит для подготовки сильно загрязненных поверхностей.


Купоросная грунтовка для клеевой краски

– медный купорос – 150 г;

– мыло хозяйственное – 250 г;

– сухой животный клей – 200 г;

– олифа – 30 г;

– просеянный мел – 3 кг.

Растворяют, помешивая, медный купорос в 3 л кипятка. Клей варят в 2 л воды, после чего отдельно растворяют в 2 л воды нарезанное мыло и вливают в клеевой состав. В тщательно перемешанную мыльно-клеевую жидкость вливают тонкой струей олифу и в полученную эмульсию аналогичным образом добавляют раствор медного купороса. Когда жидкость остынет, засыпают мел и доливают 10 л воды. Получившаяся в результате густая зеленовато-голубая жидкость и будет являться купоросной грунтовкой. Такую грунтовку можно приготовить любой крепости, увеличивая или уменьшая количество воды и мела. Без олифы грунтовку приготовить нельзя, так как может свернуться хозяйственное мыло. Использовать купоросную грунтовку следует в течение 2–3 сут. По истечении указанного времени состав начинает терять свои свойства.

Концентрированная студнеобразная грунтовка

– купорос медный или алюминиевые квасцы – 7,5 кг;

– клей костный плиточный – 7,5 кг;

– мыло хозяйственное (47 %) – 7,5 кг;

– олифа натуральная уплотненная – 0,3 кг;

– вода – 10 л.

В 2–3 л горячей воды растворяют квасцы или купорос; отдельно растворяют заранее замоченный набухший клей.

В 10 %-ный раствор клея при нагревании и перемешивании вводят нарезанное мелкими кусочками мыло и добавляют олифу. В полученную эмульсию постепенно вливают готовый раствор квасцов или купороса, все тщательно перемешивая, и добавляют воду до объема 10 л.

Грунтование можно проводить двумя способами: ручным и механическим.

Ручной способ предусматривает использование макловицы или крупной маховой кисти, а для более тонкой работы применяют кисти поменьше. Если нужно приготовить под окраску гладкую поверхность, то в этом случае придется провести повторное грунтование.

Техника огрунтовывания: на поверхность сначала наносят маховыми кистями первый слой, после чего в горизонтальном направлении накладывают последующие, но независимо от назначения и типа грунтовки нанесение каждого из ее слоев следует производить только на полностью просушенный предыдущий.


Окраска потолка

Окраску проводят в два приема: первый слой наносят маховой кистью или валиком, второй – специальным распылителем – пульверизатором.

Побелка потолка

При окрашивании потолков учитывают направление световых лучей, проникающих в окна. Если работают кистью, то последний слой побелки наносят по направлению к свету (к окну), а предыдущий – наоборот, поперек. Иначе, как бы тщательно ни выполняли работу, следы от кисти будут заметны на потолке. Кистью работают так, чтобы ее взмахи были равномерными и побелка ложилась тонкими, ровными слоями. Чтобы поверхность получилась ровной и чистой, необходимо не только грамотно работать кистью, но и правильно набирать кистью красящий состав. Его необходимо периодически взбалтывать кистью: это придает ему однородность, а на дне не образуется осадка. Можно также время от времени тщательно перемешивать его палкой.

Еще один вариант нанесения побелки – с помощью краскораспылителя. Им может послужить обычный пылесос, снабженный специальной насадкой, которую можно купить в хозяйственном магазине. При работе с краскораспылителем необходимо следить за однородностью и чистотой раствора: любая мелкая частичка, не растворившаяся в нем, может забить отверстие распылителя и в ряде случаев привести к его порче. Для равномерной побелки поверхности раствор нужно наносить по двум взаимно перпендикулярным направлениям, то есть перекрещивая слои. Скорость перемещения должна быть равномерной, нельзя задерживать струю побелки на одном месте дольше, чем на остальных.

Побелка известью. Для побелки известью используют так называемое известковое молоко, которое получается из 1 части гашеной извести и 3 частей воды. Известковое молоко – сильное дезинфицирующее средство. Оно уничтожает бактерии и препятствует скоплению и размножению клопов в жилых помещениях.

Измельченную известь выкладывают в большую металлическую, эмалированную или деревянную емкость, заливают холодной водой и размешивают деревянной лопаткой до густоты сметаны. При гашении известь выделяет большое количество тепла и разбрызгивается, поэтому нужно быть осторожным.

Побелку потолков известковым составом производят по слегка влажной поверхности. Стойкость покраски увеличивается, если в подготовленный раствор добавить поваренную соль (25–50 г на 5 л побелки).

Побелка мелом. Меловой раствор приготавливают в той же пропорции, что и известковый. На 3 части воды берут 1 часть мела или готовой меловой пасты, имеющейся в продаже. Использовать пасту гораздо удобнее, так как она избавит от долгого и кропотливого процесса измельчения и просеивания мела.

Мел или пасту кладут в емкость и постепенно доливают воду до нужного количества, тщательно перемешивая раствор. Затем его процеживают через марлю. Крупные части мела при этом остаются на марле, увеличивая расход материала; это необходимо учитывать при покупке мела.

Чтобы избежать желтоватого оттенка потолка, в побелку добавляют немного синьки или ультрамарина. Однако делать это следует с предельной осторожностью, иначе над головой может получиться незапланированный эффект «синего неба».

Для придания побелочному слою прочности в него можно ввести столярный клей из расчета 60–80 г на 3 л раствора.

Потолок также можно окрасить цветными красками, для чего в состав добавляют анилиновый краситель. При этом лучше предварительно поэкспериментировать с готовой побелкой на какой-нибудь поверхности (например, на стене, тоже предназначенной для ремонта).

Готовые красочные составы . Перед применением готовую побелку разбавляют водой и перемешивают. Наносят ее щеткой, кистью или из краскораспылителя в 1–3 слоя, периодически просушивая в течение 2–3 ч. Расход побелки – 100–120 г на 1 м2. Помимо того что готовая побелка не требует дополнительной подготовки перед использованием, она обладает повышенной прочностью по сравнению с обычной меловой.


Оклеивание потолков обоями

На потолки можно наклеить обычные обои. Положительные стороны этого способа отделки:

– выполнение ремонта в короткие сроки;

– скрытие дефектов подготовительного этапа (следы протечек, мелкие трещины и пр.);

– осуществление собственных дизайнерских проектов.

Тонкие виды таких обоев довольно быстро выходят из строя, в особенности если не подготовлена как следует поверхность потолков. Если она не загрунтована, с материалом работать гораздо труднее: он хуже сцепляется с поверхностью и в дальнейшем коробится под действием повышенных температуры и влажности.

Для наклеивания бумажных обоев применяют клеи «Келид» или КМЦ. Не рекомендуется пользоваться для этих целей клеем ПВА: в дальнейшем, если нужно будет сменить обои, возникнут определенные трудности с удалением старых.

Для оклеивания потолков обоями потребуются следующие инструменты:

– обойный нож;

– маховая кисть;

– валик для нанесения клея на потолок и на обои;

– валик для швов обоев;

– пластиковый шпатель для разглаживания обоев;

– ножницы;

– рулетка.

Эти инструменты необходимы для наклеивания всех видов обоев, кроме жидких.

Перед оклеиванием обоями готовят поверхность потолков. Для этого нужен шпатель, с помощью которого удаляют все неровности. Если ранее на потолке была известковая побелка, ее предварительно смачивают водой.

Поверхность потолка можно не грунтовать, а оклеить газетами или специальным рулонным материалом (подложка) под обои из грубой бумаги. Наклеивают его поперечно, чтобы швы этого материала не совпадали с будущими обойными. После наклеивания материала ему дают высохнуть (не менее 24 ч). Поверхности потолков, предназначенных для оклеивания пленками на тканевой основе, предварительно грунтуют растворами мастик «Бустилат-М», «Гумилакс», а безосновные покрытия – мастиками КН-2, КН-3, «Бустилат», «Синтилакс». Разведенные составы хранят в емкости с закрытой крышкой не более 5 дней. Информацию о том, в каких пропорциях следует разводить клей, можно узнать из аннотации, которая прилагается к упаковке.

Для приклеивания обоев к потолку используют специальные клеи. Профессиональные мастера предпочитают использовать клей «Келид» для бумажных обоев. Он выпускается в различных модификациях, например для виниловых обоев и для стеклообоев. Как и у большинства других высококачественных материалов, недостаток у него один – высокая цена. А потому до сих пор самым популярным и доступным для рядовых граждан остается клей КМЦ. Данный клей представляет собой рыхлую массу белого, иногда слегка желтоватого оттенка.

Клей КМЦ готовят следующим образом: в эмалированной емкости 96 массовых частей воды комнатной температуры смешивают с 4 частями клея, после чего оставляют его на 12 ч для набухания. Пока клей полностью не растворится, состав не менее 3 раз перемешивают. Спустя указанное время клей процеживают через мелкоячеистое сито. Срок годности сухого клея КМЦ не ограничен.


Подготовка поверхностей

Хорошо подготовленные поверхности потолков должны быть очищенными от пыли и грязи, гладкими и, что важнее всего, сухими, поскольку на сырых поверхностях многие клеи, особенно если в их составе присутствуют мука или крахмал, загнивают, обои начинают отклеиваться или на них появляются пятна. На глянцевых или шероховатых поверхностях обои долго не продержатся, спустя некоторое время они обязательно отклеятся. Для того чтобы предотвратить этот дефект и не делать одну работу дважды, потолок грунтуют, затем, после того как высохнет огрунтовочный слой, шпатлюют. Последний слой шпатлевки хорошо разравнивают, после чего зачищают мелкозернистой шкуркой.

Клеевые и известковые набелы полностью удаляют, после чего протирают мокрой ветошью. Проводят перетирку поверхности потолка известковым раствором на мелком песке, тем самым удаляя все следы набела, а также выравнивая поверхность штукатурки, в особенности если она была проведена на крупнозернистом песке.

Убедившись в отсутствии следов набела, внимательно осматривают потолок. Если на нем имеются трещины, их расширяют ножом, заполняют эти отверстия раствором, приготовленным из 1 части гипса и 3 частей мелкозернистого песка. После этого тщательно затирают швы или отшлифовывают шкуркой, так чтобы они были на одном уровне со штукатуркой. Затем поверхность потолков зачищают деревянным бруском, удаляя шероховатости и некоторые выступающие песчинки, поскольку на плохо выполненной штукатурке обои держатся очень плохо, приклеиваются не по всей поверхности потолков, а только по выступающим бугоркам.

Внимательно осматривают бетонные поверхности. Следует иметь в виду, что для ремонта применять чистый гипс нецелесообразно. После затвердевания он расширяется и немного возвышается над остальной поверхностью. Если применяют гипс, через 2 дня после этой процедуры поверхность зачищают шлифовальной шкуркой или наждачным бруском, а затем шлифуют с помощью деревянного бруска.

Поверхности из ДСП и ДВП, листов гипсокартона и фанеры перед оклеиванием обоями должны быть сухими, очищенными от грязи и пыли. Если указанные материалы прикреплены к потолку гвоздями, их шляпки должны на 1 мм уходить в глубину. Эти места покрывают олифой или масляной краской, затем шпатлюют и зачищают. Если листы гипсокартона прикреплены к потолку шероховатой поверхностью наружу, их грунтуют, шпатлюют и зачищают.

В настоящее время гораздо реже встречаются внутренние поверхности потолков из досок, бревен или различных брусков. В основном их делают в дачных домиках. В новых постройках после возведения потолков выдерживают их не менее 1 года, чтобы потолки как следует высохли и осели. Не рекомендуется оклеивать потолки обоями раньше этого срока, поскольку при осадке обои начнут трескаться. Помимо этого, все деревянные поверхности покрывают ДВП, ДСП или гипсокартоном, стыки – огрунтовочным составом и шпатлюют. Когда шпатлевка высохнет, эти места затирают деревянным бруском.

Поверхности потолков, окрашенные лаком или другими водостойкими окрасочными составами, обязательно протирают мокрой ветошью, а сильно загрязненные места моют горячей водой с мылом. Затем высохшие поверхности немного зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой для того, чтобы удалить глянец (на нем обои очень плохо держатся).

Если потолок раньше был оклеен обоями, их удаляют. Для этого потолок смачивают горячей водой, дают ей впитаться, а затем аккуратно счищают старые обои с поверхности с помощью скребка или шпателя. Если обои прочно держатся, удаляют только те их фрагменты, которые уже отклеились. Дав потолку просохнуть, его грунтуют. Если поверхность ровная, после высыхания наклеивают обои, если нет – наносят слой шпатлевки и затирают шкуркой.

К оклейке стен обоями приступают только после того, как закончена работа с потолками.


Подготовка обоев

После подготовки поверхностей приступают к подготовке материала для оклеивания потолков. Возникает вопрос, сколько рулонов обоев нужно купить. Это прежде всего зависит от площади самой комнаты. К примеру, предстоит оклеить обоями комнату 4 х 3 м. Сначала определяют периметр комнаты: (4 + 3) х 2 = 14 м. Затем делят полученный периметр на ширину обоев, например 0,5 м: 14: 0,5 = 28. Это и есть искомое число, то есть именно столько полотен понадобится для комнаты. В одном рулоне может быть около 10 м обоев, а значит, его хватит для трех полотен. Теперь можно узнать количество рулонов обоев, необходимых для оклеивания одной комнаты: 28: 3 = 9,3 рулона. Рекомендуется приобретать на 1 рулон больше на случай непредвиденного ремонта.

Подготовка материала заключается в следующем: у обоев обрезают одну или две кромки, причем строго по имеющейся линии, и разрезают рулоны на отдельные полотна. Обои наклеивают либо встык, либо внахлест. В первом случае так поступают с обоями среднего и высшего качества, а тонкие обои обычно наклеивают внахлест. В этом случае кромку накладываемого полотна обращают к свету, для того чтобы тень, падающая от шва, не подчеркивала линию стыка.

Прежде чем приступить к отрезанию второго полотна, предварительно совмещают рисунок, чтобы на потолке он был цельным. При отрезке полотна по горизонтали оставляют на всякий случай небольшой излишек в длину – иногда в процессе наклеивания обои дают небольшую усадку. В любом случае излишек все-таки лучше, чем нехватка. А лишнюю часть всегда можно обрезать специальным ножом со сменными лезвиями. Нарезанные полотнища обоев укладывают лицевой стороной к полу (его предварительно застилают газетами или полиэтиленовой пленкой), причем боковая кромка каждого следующего полотна должна выступать в сторону примерно на 2 см – это делается для того, чтобы не испачкать клеем лицевую сторону обоев.

После этого с помощью валика (или маховой кистью) наносят клей на тыльную сторону полотна.

Тонкие бумажные обои промазывают клеем один раз, а более плотные – два. Затем полотна складывают, точно совместив при этом края обоев намазанной стороной внутрь. Сложенное таким образом полотно снова складывают так, чтобы оба конца находились на середине. Обои следует оставить в таком положении на 15 мин, если они тонкие, и на 25 мин, если они плотные.

Обои складывают гармошкой и поочередно прижимают к потолку участки, ограниченные складками. Уже приклеенную часть тщательно разглаживают.

Для формирования стыка потолка со стенами край обрезают на 5–10 мм длиннее и заводят на стену. В дальнейшем при оклеивании стен места стыков закрывают специальным декоративным кантом или обоями.

Плотные обои обычно приклеивают впритык, для чего требуется срезать кромки с двух сторон. Для этого используют не ножницы, а нож со сменными лезвиями. Обрезку производят по рейке необходимой длины.

Во время работы следует соблюдать определенный режим. Нельзя, к примеру, открывать окна и двери во избежание появления сквозняков; пока обои полностью не просохли, помещение должно быть наглухо закрыто. Нельзя также подвергать их воздействию солнечных лучей, лучше закрыть окна шторами. Несмотря на то что под действием солнечных лучей высыхание происходит быстрее, нет гарантии, что рисунок местами не выцветет.

На период высыхания обоев температура в помещении не должна превышать 23 °C.

Некоторые для того, чтобы ускорить процесс высыхания, используют различные нагревательные приборы; делать этого ни в коем случае нельзя. Под действием повышенной температуры обои начнут быстрее высыхать, коробиться и рваться. Включать нагревательные приборы можно только спустя 1 сут в теплое время года и спустя 3 сут в холодное.


Оклеивание потолков линкрустом

Линкруст (от лат. linum – «лен» и crusta – «кора») – отделочный материал, выпускаемый в рулонах. Линкруст на тканевой или бумажной основе сверху покрыт тонким (не более 1 мм) слоем пластмассы, полученной на основе алкидных смол.

Прежде чем приступить к оклеиванию потолков линкрустом, снимают электропроводку. После этого выполняют ремонт поверхности: отбивают старую штукатурку, наносят новую, которую затем затирают и заглаживают. Как только поверхность вновь оштукатуренного потолка достаточно просохнет, протирают ее пемзой или лещадью.

Если таких инструментов под рукой нет, можно использовать обычный силикатный кирпич или брусок, обернутый шлифовальной шкуркой. Затем сухой ветошью удаляют пыль с поверхности и грунтуют ее.

Рецепт приготовления грунтовки для линкруста:

– олифа натуральная (или «Оксоль») – 2 кг;

– сурик железный тертый – 1 кг;

– сиккатив – 50 г.

Все компоненты тщательно смешивают, чтобы получилась однородная масса. Хранить приготовленную грунтовку можно не более 1 сут, иначе ее свойства начнут ухудшаться. После того как поверхность загрунтована, оставляют ее просыхать на 2–3 сут.

Следующий этап – шпатлевание поверхности. Для этого готовят шпатлевку из следующих материалов:

– мел сухой мелкопросеянный – 5 кг;

– клей сухой столярный – 200 г;

– олифа натуральная (или «Оксоль») – 250 г;

– вода – 2 л.

Приготовленный клеевой раствор смешивают с олифой, вводя ее постепенно, чтобы не было слоев, добавляют мел и перемешивают. Масса должна получиться однородной. Получившейся смесью обрабатывают поверхность потолка. Как только потолок подсохнет, его зачищают шкуркой, исправляя возможные дефекты, и заново грунтуют. Огрунтованный слой просушивают несколько суток, и только после этого приступают к наклеиванию линкруста.

Линкруст разрезают на полотна необходимого размера, стараясь соблюдать рисунок. Нарезанные полотна скатывают в рулоны и замачивают их на 5–10 мин в горячей (примерно 60 °C) воде. Выдержав положенное время, рулоны вынимают из воды, раскатывают и укладывают на пол лицевой стороной вверх. Оставшуюся на полотнах влагу удаляют салфеткой, оставляя полотна линкруста для размягчения, усадки и впитывания на 10 ч (иногда требуется меньше времени). Лучше всего линкруст оставлять для размягчения на ночь: за это время материал не только расширится, но и успеет значительно осесть. При наклеивании такого линкруста не образуются щели в стыках между полотнами. Если же наклеить не давший усадки линкруст, то спустя некоторое время после высыхания появятся щели (до 10 мм) в стыках между полотнами.

После усадки полотен берут рейку, равную длине полотна, приставляют к его кромке и, плотно прижав, отрезают ее острым лезвием ножа. Таким образом отрезают с каждого полотна две кромки.

Стараются обрезать кромки как можно ровнее, чтобы во время наклеивания они сошлись, не образовывая заметных стыков. Кромки обрезают только у намоченных и давших усадку полотен линкруста.

Для наклеивания линкруста применяют «Бустилат» или перхлорвиниловый клей. Можно приготовить мучной или крахмальный клейстер, добавив в него 200 г столярного клея для наклейки и 15 г для проклейки. Полотна линкруста, уложенные в стопки, намазывают клеем и наклеивают. Для того чтобы не образовывалось морщин, линкруст сразу разглаживают.

Первое полотно наклеивают точно по отбитой вертикальной линии. При наклеивании второго и каждого последующего полотна следят за совмещением рисунка, а также плотно прижимают кромки друг к другу. Если правильно выполнить все рекомендации, места стыков будут незаметны.

Линкруст просушивают 7-10 дней в зависимости от температурных условий. Только после этого его окрашивают краской нужного колера. Небольшие щели тщательно замазывают полумасляной шпатлевкой, после высыхания затирают шлифовальной шкуркой и закрашивают 1–2 раза краской того же цвета.


Оклеивание потолков виниловыми обоями

Перед тем как приступить к наклеиванию обоев, поверхность обеспыливают, затем грунтуют (для этого можно использовать любую грунтовку из тех, которые указаны выше). Если на потолке имеются какие-то заметные глазу дефекты, их лучше всего исправить, несмотря на то что фактура и плотность обоев могут несколько замаскировать большинство недостатков.

Огрунтованную поверхность шпатлюют. Для этого не обязательно применять дорогие шпатлевочные материалы. Масляно-эмульсионная шпатлевка, помимо своего прямого назначения – выравнивания, послужит еще и для лучшей сцепляемости поверхности с наклеиваемым материалом.

Рецепт приготовления шпатлевки:

– олифа натуральная – 1 кг;

– клей костный 10 %-ный – 2 л;

– растворитель – 0,4 л;

– мел молотый – до получения достаточной густоты.

Приготавливают клеевой раствор и при постоянном помешивании вливают олифу. Помешивание раствора необходимо для того, чтобы олифа не осталась в нем слоями. Затем в полученную массу вводят растворитель и мел по мере необходимости. При использовании олифы «Оксоль» растворитель не применяют.

Берут немного приготовленной шпатлевки на шпатель и наносят ее на поверхность. После этого, нажав на лезвие шпателя немного сильнее, разравнивают слой шпатлевки в любом удобном направлении. Некоторым удобно разравнивать шпатлевку движениями по вертикали, другим – по горизонтали, а третьим – в обоих направлениях. Стараются разравнивать шпатлевку до очень тонкого слоя, постоянно убирая излишки на шпатель, который держат в левой руке.

После того как поверхность ошпатлеванного потолка подсохнет, ее шлифуют пемзой или шкуркой. На зачищенной таким образом поверхности не должно быть никаких дефектов вроде трещин, шероховатостей и пр. После шпатлевания тщательно затирают поверхность, оставляют ее до окончательного высыхания (винил не тот материал, который можно наклеивать на непросохшие поверхности).

Затем подготавливают обои: отмеряют необходимую длину полотна, отрезают, покрывают каждое полотно клеем «Метилан» и прикладывают его к потолку.

Очень популярны в настоящее время различные виды виниловых обоев, называемые «обои под покраску». Окрасочный состав, нанесенный на такие обои, делает их более долговечными, декоративными и, что не менее важно, моющимися. Именно это последнее качество виниловых обоев позволяет использовать их для отделки потолков. Один из видов этих обоев – виниловые обои на флизелиновой основе . Эти обои выпускаются в рулонах шириной 106 см. Для наклеивания также используют специальный клей «Келид»: наносят его на потолок и, выдержав несколько минут, приступают к наклеиванию.


Оклеивание потолков жидкими обоями

Такие обои применяют для отделки потолков в жилых помещениях с пониженной влажностью воздуха; как правило, это спальня, гостиная, прихожая и коридор.

Техника нанесения обоев на потолок проста. Прежде всего, как и при любой другой отделке, поверхность готовят: удаляют старые обои, краски на клеевой основе и другие покрытия. Если же потолок был ранее окрашен масляными или водно-дисперсионными составами, то на эти составы жидкие обои наносить можно. Затем потолок грунтуют. В том случае, если потолок был ранее окрашен масляной краской яркого, сочного цвета, он может быть заметен и через жидкие обои, если использовать обычную грунтовку. Для этой цели понадобятся специальные водонепроницаемые составы, а само грунтование лучше провести в два слоя. Пластиковые или пластиковидные покрытия грунтуют водно-дисперсионной краской на основе клея ПВА, различные металлические детали – масляной краской или эмалью. Огрунтованную поверхность оставляют для высыхания.

Для приготовления раствора разводят сухую смесь и пигмент нужного оттенка в пластмассовой емкости, постепенно, небольшими порциями добавляя теплую (25 °C) воду, и тщательно перемешивают до консистенции густой сметаны. Во время перемешивания сразу же удаляют крупные частицы материала. Затем оставляют получившуюся смесь на 20 мин для набухания и перед нанесением снова тщательно перемешивают. Структура жидких обоев такова, что готовое покрытие имеет один основной цвет (например, темно-зеленый) и два второстепенных – вкрапления белого и серого цветов. Если же нужно добиться однородности оттенка, безо всяких вкраплений, готовят раствор одновременно из нескольких упаковок. Жидкие обои высыпают в емкость объемом 12 л и держат в воде не менее 1,5–2 ч.

Чтобы придать интерьеру неповторимый вид, можно ввести в приготовленную смесь различные декоративные добавки. Не стоит бояться развести большее количество материала, чем будет использовано: если закрыть пластмассовую емкость крышкой, разведенные обои могут храниться очень долго, несколько месяцев или даже более.

Жидкие обои можно наносить на потолок с помощью:

– пластиковой терки;

– пульверизатора;

– малярного валика;

– кельмы из оргстекла.

Кельму легко сделать самостоятельно. Для этого из куска оргстекла вырезают треугольник со сторонами 5–6 см и привинчивают ручку.


Жидкие обои наносят на потолок либо вручную (теркой, валиком, кельмой), либо механизированным способом (с помощью пульверизатора). В первом случае раствор набрасывают на потолок и разравнивают его валиком или теркой. Малярный валик должен быть с жесткой шубой. С помощью рельефных валиков можно осуществить фактурную отделку. Накатывание рисунка производят через 4–7 ч после того, как обои были нанесены на потолок. Во время работы валик периодически смачивают водой.

При распылении пульверизатором потребуется компрессор с рабочим давлением 0,4–0,5 МПа и производительностью не менее 400 л/мин; сечение сопла подбирают в зависимости от фактуры покрытия – от 5 до 10 мм. Можно регулировать поток при распылении изменением количества воды, добавляемой в материал.

Если решено воспользоваться пульверизатором, прежде всего наносят небольшой слой, покрывающий потолок полностью. Затем, как только поверхность подсохнет, наносят окончательный слой уже достаточной густоты. Можно сэкономить на материале и покрыть потолок с помощью пульверизатора только один раз, однако при нормальной плотности покрытия в некоторых местах возможно его сползание в процессе набрызга.

Для нанесения жидких обоев можно обойтись и без штукатурных работ. Для этого поверхность потолка покрывают в два этапа. Сначала жидкими обоями шпатлюют швы, например, в листах гипсокартона, кирпичной кладки и пр. Затем, дождавшись, когда поверхность высохнет, наносят декоративный слой.

Если наносят обои при температуре менее 10 °C, лучше всего сразу внести в комнату нагревательный прибор. Кстати, его можно оставить там для того, чтобы ускорить процесс высыхания. Для этой же цели в комнате устраивают сквозняк или устанавливают вентилятор – словом, используют любые способы сушки, которые так не любят обычные обои. Время высыхания покрытия в комнате с температурой около 21 °C – 2–3 ч.

В зависимости от того, в каком состоянии находятся потолки, 1 кг сухой смеси можно покрыть до 3 м2площади.

При проведении небольшого ремонта в квартире поврежденные места покрытия обильно смачивают водой, удаляют, после чего наносят свежеприготовленный слой. Если проводят только легкий косметический ремонт, можно освежить покрытие с помощью любой водно-дисперсионной краски и красящего наполнителя.

При желании можно перенести обои в другое помещение. Для этого покрытие обильно смачивают водой, аккуратно снимают шпателем, укладывают в пластмассовую емкость, размачивают в воде и наносят на другую поверхность. Можно оставить обои на несколько месяцев в сухом виде: добавив другие пигменты, обои можно использовать вторично.


Оклеивание потолков самоклеящимися обоями

 

Эти обои удобны тем, что их не нужно смачивать, готовить для них специальный клей и т. п. К тому же на них нанесены сантиметровые деления.

С пленки снимают защитную бумагу на участке 8–10 см и закрепляют клеящей поверхностью. Затем снимают с полотнища защитную бумагу по всей длине, отклеивают от потолка прикрепленную часть и проверяют ее по вертикальной линии. Если в процессе приклеивания образовались морщины или пузыри, пленку отклеивают и наклеивают вновь, после чего тщательно разглаживают ветошью.

Второе полотнище наклеивают внахлест с напуском на первое на 5–10 мм, обращая кромки в сторону окна, чтобы шов не давал тени. Еще лучше приклеивать второе полотно к первому встык, тогда кромки будут незаметны.

 Отделка потолка винистеном и пенопленом

Винистен – поливинилхлоридный рулонный материал с печатным рисунком и рельефной поверхностью, окрашенный в один или несколько цветов; может имитировать ценные породы древесины. Ширина рулона – около 120 см, длина – 12 м и более.

Для наклеивания этого материала на потолок требуется специальный зубчатый шпатель, которым наносят тонкий слой клея на тыльную сторону подготовленных полотнищ. Материал довольно тяжел, и клей не сможет удержать его сразу после нанесения, поэтому полотна дополнительно закрепляют с помощью деревянной рейки и маленьких гвоздей, вбитых в верхней части на треть своей длины в штукатурку. Примерно через 1 сут планку и гвозди снимают.

Аналогичным образом приклеивают и пеноплен. Слой клея, наносимого на тыльную сторону этого материала, должен быть более густым.

Дефекты потолков, оклеенных обоями

Пузыри и морщины на обоях появляются вследствие применения крепкого клейстера для тонких бумажных обоев, неаккуратного разглаживания, медленного высыхания. Исправить этот дефект невозможно. Придется заново переклеивать полотно.

Несовпадение рисунка на некоторых полотнах . Скорее всего, в процессе работы допущена ошибка, исправить которую можно, только переклеив эти полотна.

Полное или частичное отслаивание возможно в том случае, если обои наклеены на поверхности, ранее окрашенные клеевыми или известковыми составами, или же поверхность потолков не затерта.

Все другие дефекты – неправильное расположение полотен, заметные швы обоев, рваные кромки на полотнах и просветы между ними – можно исправить, переклеив эти участки.