Сообщение

Руководство по проведению энергоресурсоаудита в ЖКХ

Содержание материала

Руководство по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве

Разработано:

Московским институтом коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС) (А.И. Колесников, Е.М. Авдолимов, М.Н. Федоров)

Федеральным центром энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (И.С.Эгильский, Б.Л.Рейзин)

под общей редакцией Л.Н.Чернышева и Н.Н Жукова (Госстрой Р.Ф.)

Одобрено секцией «Водоснабжение, водоотведение и энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве» Научно-технического совета Госстроя России, протокол от 28.09.99г. №01-НС-23/6

Введение

Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России, направленного на переход отрасли к режиму безубыточного функционирования.

Реализация потенциала энергосбережения должна стать высшим приоритетом всей экономической политики - и федеральной, и региональной - поскольку в условиях России каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4 % прироста национального дохода. Никакое снижение цен на энергоресурсы не может компенсировать неэффективное использование топлива и энергии у потребителя.

Перед населением стоит задача приведения оплаты за коммунальные услуги в соответствие с фактическими затратами- как один из рычагов стимулирующих экономию энергоресурсов и снижения государственных дотаций в коммунальную сферу.

Конечной целью энергоресурсосберегающей политики в ЖКХ служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг и, соответственно, смягчение для населения бремени оплаты этих услуг.

ЖКХ является крупным потребителем топлива и энергии- около 30% потребления энергии России. Вместе с тем, в ЖКХ регионов России имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:

n по теплу от 25% до 60%;

n по электроэнергии от 15% до 25%;

n по воде от 20% до 30%.

В целом по России удельное потребление энергорессурсов на одного человека значительно превышает соответствующие показатели европейских стран:

n по теплу - в 2-3 раза;

n по воде - в 1,5-2 раза.

Особенно велики резервы энергосбережения в городском (районном) теплоснабжении. Это вызвано как самой масштабностью этой сферы (на генерирование тепла для этих целей в России - северной стране - расходуется более 150 млн. условного топлива в год), причем даже в годы кризиса рост теплопотребления не прекратился, что связано в основном с новым жилищным строительством, так и тем, что как раз в городском теплоснабжении практически отсутствует исходная база для осуществления энергосбережения, то есть учет и контроль производимого, передаваемого и потребляемого тепла. Кроме этого, в системах городского (районного) теплоснабжения, особенно в транспортировке тепла, массово используются технические средства, разработанные 40-50 и более лет назад.

Потери энергоресурсов в разводящих (часто работающих с подтоплением) тепловых сетях и в местных системах теплопотребления мелких объектов коммунальной сферы характеризуются своей масштабностью. В небольших местных котельных недостаточно эффективны системы водоподготовки, это приводит к образованию отложений накипи в котлах и теплообменниках и к снижению следствием этого их экономичности. При зарастании отложениями водогрейных котлов, работающих в системах горячего водоснабжения, коэффициент полезного действия котлов через 2-3 месяца эксплуатации в условиях плохой водоподготовки падает до 60 и менее процентов.

Столь значительный потенциал экономии и продолжающийся рост стомости энергоресурсов делают весьма актуальной проблему энергоресурсосбережения в ЖКХ.

На решение этой проблемы и направлена подпрограмма «Энергоресурсосбережение в ЖКХ на 2000-2005 гг» Федеральной целевой программы «Энергосбережение России». Функции государственного заказчика по программе осуществляются Госстроем России.

На 2000-2005гг предусматривается проведение мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов в ЖКХ примерно на 50 млн. т.у.т. Суммарные затраты на эти мероприятия оцениваются в 45 млрд. руб. В соответствии с этим в городах и муниципальных образованиях разрабатываются программы энергоресурсосбережения в ЖКХ, которые включают конкретные мероприятия по экономии энергоресурсов и воды с технико-экономической оценкой требуемых затрат и ожидаемого экономического эффекта.

Основой для разработки и реализации муниципальных программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов ЖКХ, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономиии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению.

Авторы предлагаемого «Руководства по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве» при его подготовке используют как свой многолетний опыт в проведении энергоаудита объектов ЖКХ различного назначения , так и опыт передовых в этой области стан Западной Европы (Дания и др.), материалы «Tasis», материалы многолетних курсов по энергоаудиту и энергосбережению на объектах ЖКХ, читаемых в Российско-Датском институте энергоэффективности.

Представляемое «Руководство по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве» расчитано на работников жилищно-коммунального хозяйства и специалистов, занимающихся энергоресурсосбережением в ЖКХ.